Почему развития навыков персонала не достаточно

Почему развития навыков персонала не достаточно

Сегодня при обучении сотрудников много внимания уделяется развитию конкретных навыков.

При этом, не все демонстрируют эти навыки после тренинга, а многие их теряют по истечении определенного времени. Почему это происходит?

 

Можно сравнить обучение навыкам с внедрением определенных программ и алгоритмов в операционную систему компьютера. Если система слабая или уже перегружена большим количеством других активных программ, новое внедрение не сработает. Так и с человеком, если сотрудника компании направляют на обучение по развитию навыков клиентоориентированности, а он находится, например, в удрученном состоянии и не может быть внимательным к другим людям, обучение, скорее всего, пройдет даром. Или другой, более распространенный пример: многие проходили тренинги по ораторской речи или по влиянию на других людей — а вот результаты после обучения демонстрируют не все.

 

Между тем, если человек внутренне находится в состоянии внимания и открытости, он продемонстрирует (без специального обучения) и навыки клиентоориентированности и навыки влияния на людей, кроме того выступит перед аудиторией с максимальным успехом, не говоря уже о других проявлениях навыков, влияющих на эффективность.

 

Т.е., можно учиться не тому, как себя вести, а тому, как себя чувствовать внутри, чтобы поведение было соответствующим.

 

Большая часть бизнес-тренингов, существующих сегодня на рынке, предлагает только навыковое обучение (не считая теорию), хотя отдельные тренинги включают в себя аспекты управления внутренним состоянием, но это скорее исключение из правил. По моему ощущению, не за навыковым обучением будущее образования (и не только в бизнес-сфере), а за более тонкой категорией — управлением внутренним состоянием человека. Когда-то примерно то же самое говорили о теоретических знаниях. И здесь важно помнить о том, что одно не исключает другое. И теория и внутреннее состояние может быть основой для проявления определенного поведения, эффективного в бизнесе (т.е. навыка). Но если я могу быть эффективным руководителем, это вовсе не значит, что я знаю достаточно теории об эффективном руководстве, но я точно чувствую себя так, как должен чувствовать себя эффективный руководитель. Т.е., внутреннее состояние сказывается на результатах всегда, а вот знание теории вовсе не обязательно.

 

Иллюстрируя идею о недостаточности навыкового обучения, приведем простой пример. Что будет, если обучить навыку клиентоориентированности не самого эффективного в этом сотрудника?

 

Для начала предлагаю встать на место человека, который проявляет себя «не клиентоориентированно». Что он чувствует? какие мысли рождают эти чувства? Как это проявляется в действиях?

 

Картинка может быть, например, такая:

 

Действия: игнорирование клиентов, коллег или откровенная грубость

 

Мысли: «я сам по себе, вы сами по себе», «за такие деньги улыбаться я вам не должен», «неужели трудно разобраться — тут же все написано!»

 

Чувства и эмоции: раздражение или апатия, враждебность, злость, неуважение, неприятие.

 

Теперь представьте, что для такого сотрудника проведен специальный тренинг по клиентоориентированности. Формально действия, возможно, изменятся, и даже ход мыслей изменится, но незначительно. А вот чувства изменятся в меньшей степени, и с большей долей вероятности в скором времени вернутся к первоначальной точке (и потянут за собой снова те же мысли и те же действия).

 

Скажите, а Вы способны заметить, когда со словами «здравствуйте, чем я могу помочь?» в магазине продавец посылает Вам невербальное сообщение: «У тебя деньги есть? Покупай быстрее и уходи!». Вот и остальные замечают, хотя не все могут дать осознанное четкое определение той неприятной эмоции, которая рождается в результате такого взаимодействия.

 

Т.е., эффективность навыкового обучения упирается в «основу», которая, как ни крути, проявляется нежелательными чувствами и эмоциями, направленными на другого человека или объект (даже на задачу, которую необходимо выполнять).

 

Если мы все-таки говорим об управлении внутренним состоянием человека как о предмете обучения, то появляются вопросы, касающиеся областей развития, которым не принято уделять внимание в бизнес-формате, а именно: те самые эмоции и чувства. Но если статья, которую вы прочитали, хоть немного изменила Ваше мнение о том, что это не такая уж второстепенная область развития с т.з. эффективности сотрудников, то свои выводы Вы сделаете. Возможно, кому-то из моих коллег тренеров придет мысль добавить в свои программы обучения аспекты, связанные с внутренним состоянием человека, а возможно, уважаемые заказчики станут обращать внимание, на каком уровне работает тренинговая программа (теоретические знания, навыки, внутреннее состояние).

 

Методы мотивации сотрудников и  как правильно управлять компанией, советы на сайте  http://3vnbc.com/


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI