Моббинг в коллективе, какую позицию должен занять управленец?

Моббинг в коллективе, какую позицию должен занять управленец?

Создание благоприятного климата в коллективе – не менее важно для эффективной работы, чем материальная составляющая. Невнимание к обстановке в команде, закрытость руководства часто служит причиной внутренних конфликтов, в том числе моббинга.

История понятия

Термин «моббинг» происходит от английского слова «mob» (в переводе с англ.: толпа). Моббинг – понятие, которое используется для целенаправленных действий по дискриминации и насилию в отношении определенных членов коллектива на роботе. Данное понятие, родственное с «буллингом» (в переводе с англ.: быковать) который используется для насилия в коллективе вообще. Но в отличии от последнего моббинг означает травлю именно на работе.

В основном моббинг означает психологическое насилие. Это насмешки, придирание к словам, беспричинная грубость, бойкот, старание выставить сотрудника глупым перед другими. Данный вид травли может быть также со стороны начальства. Однако чаще всего термином моббинг обозначают психологическое насилие именно со стороны коллег. В чем же причина такого поведения других по отношению к человеку?

Причины и следствие

Причины могут быть, как внутренними, так и внешними. Ко внутренним относится сам психотип человека. Он может быть либо слишком скромным, либо слишком активным. Иногда один человек не нравится другому просто на подсознательном уровне. Некоторые люди страдают так называемым «комплексом жертвы», который тянется еще с детства, когда человека регулярно обижали. Очень часто причиной служит банальная зависть, когда коллега умнее, красивее, или просто успешнее. Внешние причины, это когда работнику просто не повезло из-за неблагоприятного стечения обстоятельств. Например, чем-то неугодил многим членам коллектива.

Кроме негативного влияния на психику и здоровье человека, моббинг  также является причиной падения производительности на предприятии. Вместо того, чтобы работать, сотрудники пытаются сделать что-то плохое. Уменьшается и продуктивность коллег-неучастников травли, поскольку частично их внимание тоже переключается с работы на действия других.  По мнению  директора специализированного тренинг-центра «HR-master» Марии Шевченко такие процессы в коллективе могут быть даже не причиной, а признаком спада на предприятии. Люди с самого начала были чем-то неудовлетворены.

Как же поступать управленцу?

«Универсального совета, конечно же, не существует. Но в большинстве случаев руководитель должен быть в роли медиатора», - считает Мария Шевченко. Он должен выслушать одну сторону, выслушать другую сторону и опираясь на факты, принять правильное управленческое решение. «Защищать кого-то – это не решение конфликта, нужно анализировать факты и понять, что именно произошло и какие были причины», - подчеркивает директор «HR-master».  

В любом случае  нужно выявлять главного зачинщика травли. Важно выяснить: кто способен обижать другого и почему, были ли подобные случаи раньше? Если ваш подчиненный имел конфликты и прежде, лучше всего увольнять именно его. Но наказывать нужно всех: и участников, и жертву. Во-первых, в проблемах человека частично всегда виноват он сам. Во-вторых,  так руководитель будет выглядеть более мудрым в глазах подчиненных.

Очень хороший способ, когда директору вызовет к себе обе стороны, и они в глаза скажут притензии друг к другу. Возможно, следует более четко разделить права и обязанности каждого сотрудника. «На первое время их нужно развести по разным отделам. Но если это не помогает,то нужно прекращать сотрудничество с кем-то из участников кофликта.», - отмечает Анатолий Михайлович, эксперт учебно-консалтингового центра EVIG.  

Профилактика - лучшее средство

Как и любое подобное явление, моббинг лучше предотвратить, чем  устранять потом. Управленцу нужно постоянно наблюдать за поведением своих работников, пресекая конфликты в самом начале. Следует организовывать встречи, семинары, узнавать дополнительные интересы и потребности подчиненных. Время от времени хорошо проводить анонимное анкетирование. В такой форме легче получить искренние ответы. Одним из средств является также поддержание корпоративной культуры. Например, коллектив хорошо сближают общие мероприятия. Руководитель должен принимать прозрачные и справедливые решения, аргументируя свою позицию. Особенно это касается карьерного планирования.

«Если у вашого работника есть время на травлю, то, возможно, он недостаточно занят и ему нужно больше работы», - говорит Анатолий Михайлович, эксперт учебно-консалтингового центра EVIG. Нужно уделять больше времени мотивации. Она должна быть такая,  что все работают на один результат. Тогда сотрудники будут поддерживать друг друга. Потому, что один может завалить участок работы, который касается всех. Если люди в коллективе не связаны одной цепочкой, каждый работает сам по себе, тогда и возникают подобные явления. Человек получает зарплату, зная, что она не уменьшится, даже если сделать плохо сослуживцу. «У людей, которые используют моббинг, как правило, нет стимула к прогрессу. Если бы был, они не думали бы о чем-то другом», - утверждает эксперт.

Эффективное управление – ключ к процветанию предприятия. Система должна быть организована таким образом, чтобы в построении коллектива принимали участие все сотрудники, а не только руководитель. Тогда в ней никогда не возникнет таких явлений, как моббинг. Если же это случилось, любую болезнь лучше вылечить на ранних этапах, даже если лекарство не очень приятно.

Больше полезной информации на портале: trademaster.ua 

Информация по практическим курсам, практикумам, ворк-шопам, Master-тренингам для ТОП-ов и линейных руководителей : trademaster.ua/sobitia

Всегда на связи: [відкрити контакти](050) 149-26-27


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI Тренінги для тренерів