20 лайфхаков для успешных публичных выступлений

20 лайфхаков для успешных публичных выступлений

Как стать запоминающимся оратором, на чьи выступления стремятся попасть снова и снова, чьи записи сразу становятся хитом ютуба? Каких ошибок стоит избегать, выступая перед большой аудиторией?

Мастерство публичных выступлений – для кого-то врожденный талант, для большинства – результат учебы и дальнейшей постоянной практики. Умение захватить и удерживать внимание аудитории пригодится как на работе, так и на дружеской вечеринке. В процессе обучения ораторскому мастерству прорабатываются давние комплексы, происходит избавление от внутренних зажимов.

Для овладения основами ораторского мастерства на платформе EDUGET представлен специальный авторский курс «ОРАТОРий для чайников». Всем, кто только думает научиться выступать публично или уже имеет опыт общения с аудиторией, помогут следующие советы Джеффа Хайдена, бизнес-консультанта, в прошлом управляющего издательством, автора бестселлеров по вопросам карьеры, бизнеса и отношений.

20 советов оратору

1. Делитесь опытом. Всегда предлагайте аудитории информацию, совет или методику, которую можно применять сразу после лекции. Пусть никто не уйдет с пустыми руками – и к вам вернутся снова. Вдохновение – это хорошо, а практическая ценность еще лучше.

2. Не откладывайте ответы на вопросы. Если вопрос застал вас посреди речи, это на самом деле хороший знак: вас слушают. Так что воспользуйтесь возможностью ответить и оживить выступление. Если вопрос объясняется в следующем слайде – тогда можете его пропустить и упомянуть, уже описывая содержание соответствующего слайда. Лучшие презентации обычно воспринимаются как беседа, даже если она ведется только с одной стороны, так что не отказывайтесь от возможности придать выступлению интерактивности. Не расхолаживайте аудиторию отказом от дискуссии.

3. Задавайте вопрос, на который и сами не можете ответить. Вопросы к аудитории обычно выглядят надуманными. Вместо этого, спросите о том, на что ваши слушатели не знают ответа, и отреагируйте: «Все ОК, я тоже не знаю». Объясните, почему у вас нет ответа на этот вопрос и затем переходите к тому, что вы действительно хорошо знаете. Большинство докладчиков выглядят всезнайками и уже этим сразу кажутся скучными. Публичное признание в том, что вы чего-то не знаете, делает вас более человечным, и слушатели внимательнее будут воспринимать то, что вы знаете.

4. Подкрепите свой мозг. Это может показаться очевидным, но порция белковой пищи действительно поможет вам быть в хорошей умственной форме. Допамин и эпинефрин помогают живости ума и лучшей концентрации, оба этих элемента организм получает из тирозина, аминокислоты, входящей в состав протеина. Так что поесть действительно стоит, только не в последнюю минуту перед выступлением, особенно если вы волнуетесь.

5. Сожгите немного кортизола. Устная речь перед аудиторией сложна еще и тем, что голос моментально выдает ваше внутреннее состояние: волнение, страхи, неуверенность. Есть простой способ снять излишнее напряжение как до, так и во время выступления. Двигайтесь! Ваши адреналиновые гланды или надпочечники выделяют кортизол, если вы волнуетесь или в состоянии сверхстресса. Высокий уровень кортизола блокирует креативность и способность воспринимать и передавать сложную информацию, под властью кортизола вы не можете ни читать лекцию, ни реагировать на аудиторию. Лучший способ справиться с этим – физические упражнения до работы, прогулка во время обеда или интенсивная тренировка в спортзале перед выступлением.

6. Два запасных плана. Вопрос «Что если?» лучше задавать до выступления и продумывать пару планов на случай форсмажора. Что если не запустится презентация в PowerPoint, что если начало выступления будет скомканным, что если отключат свет, что если предыдущее выступление будет слишком длинным и вам оставят только несколько минут? Выберите два своих самых серьезных опасения и продумайте план выступления с учетом этих обстоятельств. Ваши труды в любом случае не будут тщетны, поскольку предположение неожиданных сценариев и подготовка к ним поможет в том случае, если действительно произойдет что-либо непредвиденное.

7. Создайте свой ритуал подготовки к выступлению. Суеверия, счастливые приметы – это все попытки побороть внутренний страх, к реальности не имеющие никакого отношения. Счастливые носки не помогут бежать быстрее. Вместо этого лучше установите свой порядок действий, который поможет вам сконцентрироваться перед выступлением, подготовить и себя, и техническую сторону вопроса. Пройдитесь по комнате, чтобы понять, как вы будете смотреть на аудиторию, прочувствуйте линию горизонта. Проверьте, как работают микрофоны, заранее запустите презентацию на компьютере. Внесите в привычный ритуал те действия, которые приносят пользу, помогают сосредоточиться и при этом достаточно просты и не требуют дополнительной экипировки.

8. Ставьте более чем одну цель перед выступлением. Запасная цель поможет вам скорректировать сценарий выступления, если вы видите, что аудитория не идет за вашими посылами. Например, вы сходу заявляете аудитории, что представляете благотворительную организацию, и тут ваши слушатели разворачиваются и уходят. Или воспринимают все, что вы говорите, достаточно скептично и не скрывают этого. Самое время подключать запасной план и, сохраняя позитивный настрой, делиться со слушателями полезной именно для них информацией.

9. Расскажите эмоциональную историю, произошедшую на самом деле. Многие спикеры делятся самокритичными рассказами, но простое признание ошибки ничего не дает, если вы используете этот эпизод просто для обозначения нежелательных обстоятельств. Вместо этого расскажите полноценную историю, с красочными подробностями и при этом не скрывайте своих эмоций. Если вы были тогда огорчены – так и скажите. Плакали – упомяните и это. Когда вы делитесь с аудиторией своими истинными чувствами, вы создаете моментальную и продолжительную связь с аудиторией. Эмоциональность повышает ваш уровень как оратора.

Читать еще: Почему зрительный контакт с аудиторией так важен? 10 лайфхаков для удачных публичных выступлений

10. Пауза в 10 секунд. Секретный прием возвращения внимания аудитории – длинная пауза. Особенности восприятия таковы, что пауза в одну или две секунды воспринимается как будто выступающий что-то забыл, 5 секунд – типичная театральная пауза. Если же вы молчите в течение 10 секунд, то даже те, кто в это время смотрел в мобильный телефон, поднимут головы и посмотрят на оратора. А вы в течение этой длительной паузы можете собраться с мыслями и использовать повышенное внимание, чтобы подчеркнуть что-то особенное в вашем выступлении. Только неопытный спикер боится пауз, уверенный в себе умеет использовать их для укрепления своей харизмы.

11. Поделитесь уникальной информацией. Слушатели обычно не говорят: «Я был вчера на презентации, и слайды у выступавшего были просто нереально круты!» Нет, вместо этого делятся такими впечатлениями: «Представляешь, если ты краснеешь, то внутренняя оболочка твоего желудка тоже становится красной!» Найти удивительный факт или необычную аналогию – значит запомниться слушателям.

12. Старайтесь помогать аудитории, а не просто «впаривать товар». Большинство спикеров ставят главной целью выступления продвижение продукта, получение новых клиентов, построение широкой сети контактов. Не стоит на этом зацикливаться. Сосредоточенность на продажах добавит стресса в и без того непростую ситуацию. Поставьте во главу угла полезность вашей речи для слушателей, и не пытайтесь за один присест достичь более одной цели. Когда вы действительно помогли людям решить их проблемы в профессиональной или личной жизни, вы совершили лучшие продажи, какие были возможны в данной ситуации.

13. Не извиняйтесь. Вот уж чего не стоит делать – так это оправдываться перед аудиторией, дескать, было мало времени на подготовку или не очень хорошо владеете темой. Извинения не сделают слушателей более терпимыми, наоборот – все будут думать, зачем этот человек вышел и пытается забрать их время. Так что хотите, чтоб на мелкие промахи не обращали внимания – будьте еще более уверены в себе, чем обычно.

14. Не готовьтесь к выступлению уже на сцене. Лучше всего проверить микрофон, освещение и свою презентацию до начала. Договоритесь об этом с теми, кто за это отвечает, если у вас нет личного доступа. Если все ж случились какие-то накладки, улыбайтесь и ведите себя уверенно. Помните: для аудитории имеет значение не то, что происходит на сцене, а то, как именно вы на это реагируете.

15. Не перегружайте слайды информацией. Следуйте правилу большого пальца: размер шрифта должен быть в два раза больше, чем средний возраст вашей аудитории. Это примерно между 60 и 80 пунктами. Если вам нужно больше слов, значит вы мало поработали над текстом.

16. Никогда не зачитывайте текст со своих слайдов. Ваша презентация должна быть рассчитана на моментальное сканирование слушателями, если им придется читать, вы потеряете внимание аудитории. И уж точно утратите остатки интереса к предмету лекции, если начнете сами читать вслух. Слайды нужны для расстановки акцентов, но не для публикации основной информации.

17. Старайтесь завоевать внимание. С чего вы начнете свое выступление, имеет огромное значение. Вместо грозных призывов выключить мобильные телефоны, лучше сразу так захватить слушателей, чтобы они забыли о них сами и постарались побыстрее выключить, чтоб не отвлекаться. Помните, что аудитория не обязана вас слушать, это ваша задача их заинтересовать в предмете выступления.

18. Всегда повторяйте вопросы аудитории. Если каждому, кто задает вопрос, не вручают микрофон, то учтите, что большинство в зале не слышали вопроса с места, а значит, могут не понять контекст вашего ответа. Повтор вопроса – это и проявление вежливости, и выигрыш времени для оратора, чтоб собраться с мыслями и ответить наилучшим образом.

19. Всегда повторяйте свои основные тезисы. Ваша аудитория наверняка услышала только половину всего вами сказанного, и то каждый воспринял под своим углом зрения. Планируйте речь так, чтобы предусмотреть повтор основных пунктов. Сначала объясните суть вопроса, затем приведите примеры применения новой информации, после предоставьте аудитории варианты конкретных действий. К этому времени большинство уже забыло, с чего все начиналось, так что если хотите, чтобы речь запомнилась, – перечислите ключевые моменты еще раз.

20. Всегда заканчивайте чуть раньше. Если вам дали 30 минут на выступление, планируйте на 25, если дали час – 50. Уважайте внимание аудитории и не отнимайте у них время от перерыва. Вы получите дополнительные бонусы: научитесь оттачивать свое выступление, соблюдать тайминг. На оставшиеся 5 или 10 минут запланируйте ответы на вопросы – предложите аудитории их задать публично или пригласите на беседу после презентации. И уж точно не задерживайте слушателей сверх отведенного вам времени.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток