Природа манипуляций.Часть1

Природа манипуляций.Часть1

«Цивилизация движется вперед путем увеличения числа операций, которые мы можем осуществлять не раздумывая над ними». Альфред Норт Уайтхед.

В основе любой манипуляции лежит  принцип запуска автоматической реакции уступчивости, ставка на стереотипное решение. На человека оказывается воздействие, система приемов, с целью получить желаемое поведение или действие. Здесь необходимо небольшое уточнение. Человеческий разум условно можно разделить на сознание-логику и подсознание. На «директора» и его «секретаря». И здесь самое интересное.  В качестве «директора» выступает наше подсознание .  А в качестве «секретаря» выступает наше сознание-логика. Помните поговорку  «Умение понравиться выше умения убеждать». Это оттуда. Манипуляции, как я уже сказал, это система приемов, которые накладываются именно на наше подсознание. Для сознания они не видимы, мы не способны критически обработать их…если только не будем их знать «в лицо». Как я уже сказал, в основе любой манипуляции лежит прогнозируемое стереотипное поведение человека, являющееся следствием так называемой «человеческой природы». Давайте подробней рассмотрим правила, которые по сути и формируют эту «природу» человека.

  1.Правило взаимного обмена. Есть замечательная японская поговорка. «Делай мелкие одолжения.  Со временем их стоимость многократно возрастает.» Попадали ли вы в ситуации, когда кто то вам оказывал услугу? Причем эта оказанная услуга, как правило, меньше, чем требование взаимное, поступившее(предполагаемое) от второй стороны.

Пример №1.В свое время, ко мне обратился один знакомый, с просьбой одолжить достаточно солидную суму. Я не одалживаю денег, так как не люблю терять отношения. Но в данном случае этот человек оказал мне в свое время небольшую услугу касаемо подбора рыболовных снастей, поиска спининга для рыбной ловли. При принятии решения я испытывал конфликт внутри себя, между "директором" и "секретарем" . К сожалению, я  принял решение отличное от того, которое мне советовал мой «секретарь» Итог: два года не слуху, ни духу о моем знакомом. К чести этого человека скажу, что в конце концов он нашел меня сам и вернул долг.

Пример №2. Приходилось ли вам быть свидетелем презентации каких либо продуктов питания. Вам с энтузиазмом предлагают абсолютно бесплатно оценить гастрономические качества  дегустируемого  продукта.

Вы подходите к стойке пробуете на вкус сыр, буженину вино. Как вы поступите дальше? Возможно вы поблагодарите, развернетесь и уйдете. Но большинство людей почувствуют  психологическое давление, потребность или обязанность приобрести что либо. При этом  в обычной ситуации они никогда не купили бы этот продукт.  Один владелец супермаркета в США, за несколько часов работы продал более тысячи фунтов сыра, предлагая американцам пробовать сыр самостоятельно отрезая куски той величины, которые они посчитают нужным. Подавляющее количество людей тем не менее отрезали столько, сколько необходимо в такой ситуации. А количество проданного за несколько часов превысило недельную норму!

Олег Стадник

olegstadnik.com.ua

(Продолжение в следующей статье)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами