Природа манипуляций. Часть 2

Природа манипуляций. Часть 2

Всегда задавайте себе вопрос- что первично, ваше решение или какая то причина побудившая вас к такому решению?, я это делаю «для того чтоб» или «потому что».

Если вы идете в магазин с целью купить сыр, вы делаете это «Для того чтоб», и у вас первично «решение», но если вы решили это сделать «потому что» кто то,или действия кого то явились причиной вашего решения, знайте, вами пытаются манипулировать.

В нашей культуре обществом всячески порицаются люди, которые не придерживаются правила  взаимного обмена. Которые беря ничего не отдают взамен. Этим очень хорошо пользуются манипуляторы, цель которых вынудить нас сделать взаимную уступку(как правило, далеко не равноценную с нашей стороны, но желаемую  манипулятором).Приемом основанным на правиле «взаимного обмена» под названием «Капкан аванса»  очень хорошо владеют переговорщики  предпочитающие манипулятивную модель для достижения своих целей. Приходилось ли вам слышать нечто подобное «Вы как человек несомненно умный, согласитесь с тем, что…» И вы, возможно абсолютно не согласные с доводом, все таки не хотели бы ставить под сомнение вашу «умность».

Еще один пример данного приема. Компания Amway очень часто, абсолютно бесплатно, и без всяких обязательств предоставляет потенциальному клиенту возможность пользоваться и испытывать образцы шампуней, зубных паст, дезодорантов и т.д. Но как только человек взял это, он попал в капкан правила « взаимного обмена». И по прошествии определенного времени, когда представитель компании возвращается, потенциальный клиент чувствует свою обязанность приобрести что либо из предложенного. Это один из приемов, благодаря которому компания Amway может похвастаться объемом своих продаж.

Следующий прием манипуляций основан на  правиле "контраста".

2.Правило "контраста": Мы все помним ситуации, когда приобретая дорогую вещь, мы с относительной легкостью покупаем вещи или услуги  дешевле  первоначально купленной дорогой вещи. Покупая квартиру мы с лёгкостью оплачиваем необоснованно высокие комиссионные только за то, что нам показали (не особо напрягаясь )понравившуюся нам квартиру( данный пример не имеет ничего общего с настоящими профессионалами и результатами их работы, которыми искренне доволен заказчик.). Или покупая плазменный телевизор нам всячески стараются втюхать всевозможные адапторы, батареи, оплачиваемые гарантии, и прочее, порой ненужное барахло, итоговая  цена которого порой достигает половины телевизора. А покупая шубу своей супруге, ты с легкость покупаешь по её просьбе шестую пару очень не дешевых вчера,  но до безобразия дешевых сегодня ( по сравнению с ценой шубы) сапог.

Зная это правило, манипуляторы применяют прием «Удар-отказ-отступление». Первоначально выдвигаются жесткие, порой не реальные просьбы (предложения). После продолжительных просьб, убеждений  и получения отказа манипулятор заявляет: « Ну хорошо, тогда хотя бы это…». И «ЭТО» кажется нам если не манной небесной, то абсолютно удобоваримым для нас вариантом,  согласившись на  который  нас оставят в покое. Этот прием, впрочем  как и все остальные приемы манипуляций, используют лучшие манипуляторы в мире-наши дети! Вспомните как вел себя ваш ребенок в магазине игрушек. После его настойчивого требования купить дорогую игрушку и вашего отказа,  с его стороны  следовал достаточно жесткий прессинг в виде крика, слез  и соплей, а затем, о чудо, он соглашался на совсем не дорогую игрушку, которую вы с радостью покупали, дабы немного перевести дух. Только ответьте себе честно- купили бы вы ее, будь ваш ребенок менее сообразителен и попросив эту вещь изначально, не применив к вам прием  «Удар-отказ-отступление»?

Следующее правило:

3.Стремление человека к последовательности: Так уж повелось в нашей культуре, что последовательные люди пользуются большим уважением  окружающих. В этом кроется подвох. Быть последовательным автоматически- БЕЗДУМНО. Когда Авраама Линкольна обвинили в непоследовательности , спросив  почему он поменял сегодня свое мнение, и вчера говорил иное, он ответил: «Я не слишком высокого мнения о людях, которые не умнеют с каждым днем». Понимая это правило опытные переговорщики-манипуляторы пытаются услышать от нас хотя бы намёк на непоследовательность или противоречие. И столкнуть нас с нашими же противоречиями и нашей непоследовательностью. В этом смысле для манипулятора подойдет даже мнимая непоследовательность с нашей стороны. Для чего это делается? Заставить нас оправдываться и доказывать свою последовательность. А это в свою очередь резко снижает наш статус и наше силовое плечо( контроль ситуации и право принятия решения по интересующему  вопросу).Помните правило: «Доказывающий слаб, оправдывающийся виноват».

Анекдот: Съезд «побарабанщиков». Берут интервью у председателя.

- «А правда, что вам все по барабану?»

-«Да, нам все по барабану»

-«А ваше здоровье тоже вам по барабану?»

-«Нет, наше здоровье нам не по барабану»

- «Тут какая то нестыковочка, вы не последовательны»

-«А нам по барабану ваша нестыковочка»

 Бывают ситуации, когда манипулятор спекулируя  последовательностью человека, вынуждает совершить действие, которое человек в глубине души делать не хочет: «Слушай, ты это говорил нам. Мы все слышали».  И даже если человек поменял свое мнение, он как правило делает вопреки своей воле и согласно своему сказанному заявлению ранее. На это и был расчет манипулятора.

                                          «Глупая последовательность- суеверие недалеких умов»

                                                                                                    Ральф Самюэль Эмерсон


                                                                                                                        Стадник  Олег                                                                                                                           olegstadnik.com.ua

Продолжение следует 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами Психологія, емоційний інтелект