Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Почему не работает похвала

Похвала не работает потому, что она оторвана от самого факта, вызвавшего похвалу и очень субъективна. Похвалу нельзя взять с собой и ее легко можно отобрать.

Похвалу нельзя взять с собой и ее легко можно отобрать, сказав через день после "Это великолепно", скажем, "Ваш отчет никуда не годится" по совершенно другому поводу. Часто реакция человека на похвалу будет совсем противоположна той, которую мы ожидаем.

  • Вы отлично справились с заданием. (Вообще-то я его сделал левой пяткой за 10 минут до дедлайна. Он либо пытается манипулировать либо ничего не смыслит в моей работе)
  • Ваше выступление на конференции было потрясающим! Я горжусь вами. (Ну да, я неделю писал доклад и репетировал, а теперь он может гордиться." Спасибо"!)
  • Это великолепная презентация! (Ага, сейчас у меня получилось случайно хорошо и теперь на меня буду возлагать надежды, а я снова сделаю такое же непотребство как и всегда.)
  • У Вас на рабочем месте идеальный порядок! (Видел бы он, что творится у меня в тумбочке! Ведь я все бумаги зашвырнул туда в спешке перед проверкой рабочих мест)
  • Я не ожидал от вас такой скорости исполнения работы (То есть, стоит работать помедленнее) или (Получается, что он не считает меня способным)
  • Я знал, что вы справитесь (Вот еще, откуда ему было знать, если я даже не знал, справлюсь ли я и очень волновался)
  • Вы сегодня просто великолепны! (То есть, все остальное время я был так себе)
  • Я очень ценю то, что вы делаете (Так, кажется он что-то от меня хочет)

В конце концов любая девушка знает цену комплиментам типа "у вас такие красивые глаза!".

Тут работает два фактора. Первый: Мы никогда не знаем, что на самом деле думает человек, которого мы хвалим и второй: Высказывание мнения, не подкрепленного аргументами, независимо от того, положительное или отрицательное, воспринимается как наезд. Любое утверждение, как учат нас в школах продаж, вызывает возражение. Это - естественная реакция любого человека на голословное мнение. Что, хочется возразить? То-то же ;-)
Выходит, что хвалить нельзя? Но ведь это противоречит всему тому, что пишут о мотивации и что пишу тут я в своем блоге на эту же тему.  Вот именно в этом и проблема. Менеджер, начитавшись книжек по мотивации решает, что нужно больше хвалить подчиненных, начинает это делать и... добивается совсем противоположного результата. После чего он приклеивает любой мотивационной теории ярлык типа "развесистые сопли" и возвращается к старому проверенному методу "кнута и кнута".

Но работа менеджера - чуть сложнее, чем раздавать похвалы и пендели. Хвалить в лоб вообще не стоит. Стоит делать так, чтобы человек похвалил себя сам. Оставьте людям право делать самим о себе выводы. Ведь самооценка, которая есть в человеке никем, кроме этого человека не контролируется и фразами типа "Вы молодец" ее не исправишь.  Сравните с предыдущими фразами:

  • Я просил вас подготовить мне отчет до обеда сегодня и я вижу его на своем столе. Это - ответственное отношение к делу. На Вас можно положиться.
  • Я слышал отзывы о вашем выступлении. У вас есть повод для гордости.
  • В этой презентации очень хорошо передано ключевое преимущество нашей продукции и она не перегружена текстом. Уверен, вы сможете донести все важные мысли на предстоящей встрече с клиентами.
  • Я вижу идеальный порядок на рабочем столе. Правильная организация рабочего места позволяет повысить результативность труда и уменьшить количество ошибок.
  • Вы справились с работой в сжатые сроки. Я вижу, что вы можете сконцентрироваться и мобилизоваться, когда того требуют обстоятельства.
  • То, что вы смогли назначить встречу Владимиру Владимировичу,  является результатом завидного упорства, целеустремленности и характеризует вас, как смелого и решительного человека.
  • Умение брать на себя ответственность и принимать решения - важный навык в нашей работе и показатель личностного роста. 
  • В результатах вашей работы регулярно нуждаются несколько подразделений компании. Я ни разу не слышал ни одной жалобы на качество ее исполнения. Это очень ценно, так как компания, по сути, единый слаженный механизм.

Формулируйте похвалу так, чтобы это не было голым утверждением, а раскрывало вопрос: что сделано и почему это важно как человеку так и компании. Это трудно. Это даже нужно напрячь мозг и продумать формулировку такой похвалы. А что, менеджерам зря деньги платят за их работу? Хотя, на самом деле все просто - описывайте. что вы видите и какие это приносит плоды. Это - не заберешь у человека. Это уже у него навсегда. Это - его успех и его самооценка, а не ваша оценка его. Именно это мотивирует. Именно это вселяет в людей энтузиазм и призывает их к новым победам. И, да, раздавая похвалу, избегайте формулировок, с "хвостами" в прошлом: "Вы пришли в первый раз за месяц вовремя" или "я не думал, что на вас можно положиться" или "я не ожидал от вас такого качества" и т.п.

Ну что, написать в следующем посте, как правильно ругать? Или может лучше продолжение про музыку и шпионов? :-)
P.S. в комментариях поступило возражение, что изменение формы похвалы не сменит мысли подчиненного. Так вот - нет. показываю на самом первом примере:

Мысли подчиненного будут разные. Ведь вместо похвалы идет просто констатация факта. Того, что видит человек, а не высказывание мнения. С фактом поспорить тяжело и факт дает самооценку. "пациент" уже не может продолжать думать как в предыдущем варианте, ведь обвинить шефа в манипуляциях или некомпетентности нельзя. Никто же не говорит, что отчет - хороший. Говорят - что он предоставлен в срок. А это - правда.

Пациент будет думать где-то так: "Блин, ему видимо очень нужен этот отчет, не стоило его делать левой пяткой. Зато вовремя сдал, а это ему важно. В следующий раз сделаю его ответственно, раз он меня ответственным считает, и сдам, как и сейчас вовремя. Так лучше будет".

Ведь даже если представить, что шеф в курсе, что отчет сделан левой пяткой, то обрушивать на подчиненного акустичекий удар означает дать ему почувствовать, что он искупил свою вину - на него уже наорали. А нам надо поиграть в альфа-самца или сделать так, чтобы отчеты впредь делались качественно и с энтузиазмом?

То есть во всех случаях:

  • отчет вовремя отчет хороший (он не просто похвалил меня, а теперь я знаю, что я - ответственный и что именно я сделал хорошо)
  • отчет вовремя, отчет плохой, шеф не в курсе халтуры (см. выше)
  • отчет вовремя, отчет плохой, шеф в курсе халтуры (см. выше)


Лучшей тактикой шефа будет именно констатация хорошей части сделанного. А про плохую можно потом поговорить, а не хвалить молодцом авансом за отчет, которого ты еще в глаза не видел.

Автор: Романовский Марк
Компания: Академия реализации (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
PIN code для HR-ов, ВАТТ
Стабильный выпуск СУБД MariaDB 10.2, IT Education Center
Одна із працівниць, що перебуває у відпустці в зв’язку з вагітністю та пологами, надала бухгалтерії підприємства виклик на екзаменаційну сесію у ВНЗ, Професійні видання
Советы желающему научиться быть внимательным, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Как влиять на настроение окружающих, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».