Тьюторство в образовании

Тьюторство в образовании

Информационные технологии стирают границы образовательных стандартов и задают яркую тенденцию к внедрению всего западного.

Как стать тьютором в современной системе онлайн образования

Информационные технологии стирают границы образовательных стандартов и задают яркую тенденцию к внедрению всего западного: индивидуальные консультации называются коучингами, вместо лекций проводятся вебинары и виртуальные мастер-классы, а учителя и преподаватели упаковывают свои программы в электронные курсы и превращаются в тьюторов. Традиционная модель «учитель — главный источник знаний» теряет актуальность. Преподаватели становятся быстрее и многозадачнее, внедряют в свою практику новые технологии, автоматизированные инструменты и техники взаимодействия с аудиторией. Все это расширяет и видоизменяет тренерскую деятельность, приспосабливая ее к системе дистанционного обучения.


Кто такой тьютор и зачем он нужен?

Каких бы высот не достигла современная система образования, получение качественных навыков в дистанционном формате невозможно без участия «живого» преподавателя — тьютора.

Тьютор — это организатор, координатор, консультант и преподаватель учебного процесса в режиме онлайн. Онформирует индивидуальную траекторию-образовательный маршрут, «заточенный» под конкретного человека, с учетом его специфики, особенностей и потребностей.


Задача тьюторской деятельности — качественное обеспечение, контроль и сопровождение индивидуального онлайн-обучения своих подопечных (учеников, студентов, слушателей). Иными словами, тьютор – это персональный куратор: онпонимает специфику СДО, корректирует и контролирует процесс усвоения знаний, помогает спланировать комфортное расписание и решить другие организационные моменты, эффективно направляет и наставляет своего подопечного, мотивирует и вовлекает в процесс обучения, активно следит за прогрессом, дает развернутые рецензии и оценивает результат.


Чем тьютор отличается от других образовательных профессий?

Если поделить профессии в сфере образования на 3 категории – формирующие, психологические и сопровождающие, – то тьютор относится к последней. Главная задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать на пути всего образовательного прогресса.


В системе eLearning тьютор может занимать 2 позиции:

  • Доминирующую роль в обучении играет учебный контент, а тьютор - лишь посредник между ним и слушателями онлайн-курса, тренинга или вебинара. Здесь он выполняет «кураторские» задачи: контроль посещаемости занятий и скорости прохождения модулей, своевременности выполнения домашних заданий, тестов и контрольных работ. В этой позиции тьютору не обязательно быть экспертом в изучаемой дисциплине: он обеспечивает максимально комфортный процесс усвоения знаний, но не обязательно учит овладению ими.
  • Ведущая роль в обучении отводится тьютору, а вспомогательная — контенту. Тьютор здесь — предметный эксперт и занимается, прежде всего, закреплением и применением учащимися полученных знаний и навыков на практике, дает индивидуальные консультации, корректирует непродуктивную работу, организует и руководит групповым взаимодействием, дает обратную связь, осуществляет текущий контроль знаний и курирует итоговый контроль. И все это — параллельно с контентом.

Кто и как может заниматься тьюторством?

Проводить дистанционное обучение могут не только опытные преподаватели, спикеры и бизнес-тренеры, но и молодые специалисты из самых разных сфер деятельности. Причем вести преподавательскую деятельность и делиться знаниями/навыками можно в любое удобное время, из любой точки мира. Главное — это доступ в Интернет.

Но есть одна проблема —многие преподаватели просто боятся современных технологий. Часто даже успешный оффлайн-спикер теряется, когда перед его глазами находится не живая и заинтересованная аудитория, а экран компьютера и веб-камера. Чтобы помочь начинающим специалистам успешно реализовать себя в тьюторстве, Академия eTutorium предлагает бесплатные мастер-классы, где ведущие спикеры и тьюторы Рунета делятся своим опытом и эффективными стратегиями онлайн-преподавания, а участники прокачивают навыки в конкретных вопросах, тестируют свои проекты и получают персональный фидбек.

Вот, например, вы когда-нибудь думали реализовать себя в онлайн-преподавани? Даже если нет, то у вас наверняка есть знания, которые будут полезны и интересны другим. Может быть вы уже делитесь какой-то своей экспертизой: даете рекомендации друзьям, помогаете коллегами советами, пишете статьи, ведете авторский блог и т.д. Может быть, пора упаковать свою экспертность в онлайн-курс? Или для начала попробовать с вебинаров.

Когда вы запускаете e-learning проект, самая первая и самая важная задача - разобраться, как устроено дистанционное обучение и e-learning в целом.  На очное обучение оно совсем не похоже, потому что логистика и механика обучения сильно отличается: другие материалы, другие подходы к коммуникации со слушателями, другие стандарты. Вы должны понять, как привлекать аудиторию на свои курсы, как поддерживать ее интерес к обучению в онлайн формате. Как работают вебинарные платформы и СДО, каким функционалом располагают, какие инструменты интерактива можно и нужно задействовать.

И еще совет! Чтобы достичь успеха в тьюторской деятельности, важно заниматься личным и профессиональным развитием. Практика, чтение, просмотр видео, получение знаний от экспертов и лидеров мнений, нетворкинг, тренинги, мастер-классы – все это могут быть отличными ресурсами для профессионального и личного обучения. Вы можете быть мега крутым экспертом, но при этом не уметь убеждать и взаимодействовать с аудиторией в онлайне, теряться в системе дистанционного обучения, готовить ужасные презентации к выступлениям и т.д. Только прокачивая такие навыки вы сможете стать тренером номер один в своей теме.

Должность тьютора в странах СНГ уже перестала носить “экзотический” характер. И, на мой взгляд, в перспективе, в ВУЗах, школах и других образовательных учреждениях тьюторы окажутся многочисленной группой специалистов.

А каков Ваш прогноз в развитии тьюторской деятельности? Поделитесь своими размышлениями и соображениями в комментариях к статье.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії IT, програмування, розробка Саморозвиток Тренінги для тренерів