Практическая эйдетика 2

Практическая эйдетика 2

Статья в помощь учителям начальной школы. Как использовать эйдетику на уроках русского и украинского языка. Как писать изложения и запоминать тексты. Как быстро отдохнуть и восстановить силы.

Практическая Эйдетика, «Початкова освіта», Январь 200...

Статья «Практическая эйдетика».
Январь 200.... Газета «Початкова освіта».
Автор: Елена Калачикова

Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, я убедилась в том, что начинать развивать и использовать эйдетические  способности ребенка нужно как можно раньше. Фантазия ребенка настолько яркая, многогранная, уникальная, а самое главное, «незашорена» еще рамками и ограничениями ,и если ее направить еще и в нужное русло, то можно достичь неимоверных успехов в формировании стойкой, долговременной памяти и- что тоже очень важно- непроизвольной…

Как известно, все люди по каналам восприятия информации делятся на аудиалов, кинестетов и визуалов. Используя некоторые приемы эйдетики, мне во время  объяснения нового материала на уроке удается  соединять такие виды работы, которые одновременно влияют на разносторонние каналы  восприятия всех учеников. Комбинируя эйдетические методы с начальным учебным материалом, опираясь опять -таки на детскую фантазию, развивая  у детей зрительную,  слуховую и  тактильную память ,мне удалось обеспечить уникальный, по своей эффективности, обучающий процесс.

Когда, 4 года назад, я набрала своих первоклассников, то я училась вместе с ними фантазировать (поверьте, у детей есть чему поучиться), абстрагироваться и отрываться от реалий жизни. Совместно мы постигали принципы быстрого и эффективного запоминания как во время уроков, так и на факультативных занятиях.

После окончания 4 класса эти ученики имели устойчивую память, Они самодостаточны ,легки в общении, уверены в себе,  успешны в учебе, добры и радостны (один из принципов эйдетики - фантазируй только позитивно),имеют хорошее чувство юмора и проявляют лидерские качества.

Как мне удалось достичь таких результатов?

Навыки, полученные на еженедельных факультативных занятиях, систематично отрабатывались и закреплялись на уроках.

Приведу примеры некоторых занятий:

Уроки русского и украинского языка

Работа со словарными словами

Начитываю 10-15 словарных слов с орфограммами. Ученики, внимательно прослушав слова, записывают их в том же самом порядке. К примеру, на уроке русского языка я диктую:

электровоз     корова     коттедж      корзина
рябина           сапоги      ворона       пшеница
пассажир       панама     пальто       кабинет

Мои ученики уже ознакомлены с алгоритмом выполнения этого задания и знают секреты быстрого  запоминания, потому в их воображении образы моих слов превращаются   в цепочку-мультик, где все эти образы соединяются последовательно друг за дружкой:

«Красивый  электровоз, весь  украшен рябиной, рябину срывают пассажиры, отдают сидящей рядом корове, на которой потрясающей красоты сапоги на высоких каблуках, сапоги протерли панамой и бросили ее в окно и она попала прямо в коттедж, на котором сидела ворона в черном кожаном пальто, пальто положили в корзину, и прикрыли пшеницей, и унесли все в кабинет…

Далее можно задание усложнить и разнообразить — записали слова, подчеркнули орфограммы, теперь  укажите род, или укажите склонение, разберите по составу, подберите однокоренные слова и т. д …

Закрепление темы "Имя прилагательное"

Аналогично  предыдущему упражнению, называю детям 10-15 слов. Прошу записать их в том же порядке, но в столбик. Потом, опираясь на метод парадоксальных превращений (это необходимо для развития воображения и фантазии- что и формирует устойчивую память), подбираем к каждому слову невероятное, небывалое качество, прилагательное. Например:

Гвоздь бумажный
Солома железобетонная
Самолет волосатый
Медведь бритый
Носки ароматные

Далее задание опять таки можно усложнить, добавляя упражнение на закрепление знаний по морфологии: укажите род, число, окончание прилагательного.

Как показывает практика, придумывать невероятные качества детям очень нравится: их фантазия порой открывается совсем с неожиданной стороны, заставляя бурлить  воображение, да и несколько минут здорового, доброго смеха только увеличат работоспособность и учителя, и учеников.

Правописание приставок

Опираясь на метод Цицерона (размещение информации  в пространстве), я помогла своим ученикам усвоить  и запомнить правописание украинских и российских приставок, схожих в произношении, но разных в написании.

Например, украинские приставки мы  ярко прописывали (конечно, в своем воображении) и разместили их на книжном шкафу, а российские - на противоположном окне.

— Дети, представьте себе, что у нас в руках ведро с черной краской. Мы подходим к шкафу и широкой кисточкой пишем аккуратно, чтобы не запачкаться , выводим РОЗ-, БЕЗ-.

— А теперь представьте, что у нас в руках красный аэрозольный баллончик и идем к окну. Нажимаем на баллончик и тщательно наводим О-, ВО-, ПО- ,ОБ- . Краска разбрызгивается во все стороны, но мы сконцентрированы и продолжаем писать.Теперь идем ко второму окну и теперь в наших руках тюбик с зубной пастой и выдавливаем НА-,НАД-…

Аналогично можно играть с иностранными словами или словами из словаря, разместив : медведя - на люстре, машину - на доску, дерево - посередине класса, агронома — в цветке, корову - на дверях и т.д.Так я учу детей закладывать информацию в пространстве, говорить собственными словами, а не за написанными, развивая еще и ораторские способности у детей.

Работа с морфологическими категориями

Как ребенку помочь запомнить категории частей речи и их последовательность во время морфологического разбора слова? Легко!

— Представьте себе великую страну Морфологию, в которой стоят красивые многоэтажные дома. Вот первый дом. В нем живут предметы-существительные. На первом этаже живут одушевленные и неодушевленные существительные, на втором этаже - собственные и нарицательные, на третьем — существительные единственного и множественного числа, но в разных 4 комнатах. В одной комнате - существительные ед. числа, мужского рода, во второй— женского рода, третьей - среднего рода, а в четвертой — существительные множественного числа, которые вообще не имеют рода, на четвертом этаже живут существительные I, II, III склонения. Эти слова очень дружны и частенько захаживают друг к другу   в гости на разные этажи…

Аналогично работаем и с другими частями речи, размещая их по этажам соответствующих категорий.

Чтение

Как заставить ребенка пересказывать неинтересный текст? Или писать изложения? Или быстро выучить стихотворение? И правильно написать шпаргалку?

Очень просто!

Я ознакомила детей с  методом пиктограмм ,значками , в которые  можно вставить какую-либо информацию. Сначала мы играли таким образом: я читала предложение, а ученики его ассоциировали с одним значком.

Например:

Этого жучка с черной точкой знают все (дети рисуют точку)

Коровкой его называют за то, что при опасности на его ножке появляются капельки коричневой жидкости, похожей на молочко (дети могут изобразить (тут у кого какая фантазия) это так: осторожно или капелька.

Бегает коровка по зеленой веточке, поедает тлю-маленьких насекомых-вредителей (можно изобразить листик и множество точечек - тлю).

Потом, смотря на пиктограмму-шпаргалку, все ученики, как правило, слово в слово повторяют текст, потому что пока они рисовали свой значок, информация, с которой он ассоциируется, в него была заложена  в виде образа. Позднее, когда этот навык: информация-рисунок, будет отработан, достаточно увидеть пиктограмму в своем воображении, и шпаргалки детям уже не нужны: вся информация и так сохранилась в виде значков, т.е. образов  в их памяти.

Этим методом я учила пользоваться своих учеников во время письменных пересказов. Более эффективного способа для детального запоминания сложно придумать.

Хотя есть еще способ запоминания написание изложений.

Начиная читать текст, я даю детям установку "Представьте себе!". Никогда не говорите детям «Постарайся все хорошо запомнить!». Это не сработает. Ничего кроме напряжения. А когда ребенок расслаблен, он легко фантазирует, представляет образы и нужный  читаемый текст видит в своем воображении как фильм, который очень легко потом припомнить и воспроизвести.

Все эти способы и приемы помогают мне нудную зубрежку из учебного процесса превратить в интересный, яркий, запоминающийся процесс.

Коррекция настроения

Сейчас у меня новый класс- шестилетки, которые очень быстро утомляются. И тут я снова включаю воображение детей, корректируя их настроение и самочувствие.

Как?

— Представьте себе, что на ваших коленях лежит маленький пушистый котенок ( щенок или любимая игрушка), он белый и пушистый. Вы проводите по его шерстке ладошкой, чувствуете ее шелковистость, ощущения от прикосновения  приятные, а котенок от удовольствия начинает мурчать, зажмуривает глазки. Погладьте котенка несколько минут.

Иногда детям необходим более длительный отдых. Тогда я предлагаю сесть в позу «кучера» (сесть, спина ровная, руки лежат на коленях), глаза закрыты, включаю спокойную приятную музыку:

— Представьте себе, что вы лежите на берегу моря. До вас доносится тихий  шум прибоя, над водой кружат крикливые чайки, легкий ветерок обдувает вас теплом и ,словно пушинку, подымает вас вверх к небу, навстречу облакам. Вы поднимаетесь все выше и выше, море и берег становятся все меньше и меньше, а вы опускаетесь на облачко, ощущаете какое оно пушистое, мягкое, воздушное. Вам приятно и комфортно. Вы разглядываете проплывающие мимо  облака и видите ( а здесь можно вставить какой — либо новый материал для закрепления: формулы, таблицы, правила и т.д. Дети в своем воображении представляют и видят то, что вы им говорите) . А теперь нам время возвращаться назад, в класс, и на счет » три!» вы откроете глаза.

— Раз! — Ваша память стала лучшею

— Два! — настроение бодрое и прекрасное !и таким будет всегда!

— Три! — открывайте глаза и улыбайтесь!

Конечно, не все дети могут с первого раза сознательно включить свое воображение и перенестись в мир  фантазий. Потому мы, взрослые, должны помочь им научиться правильно и самостоятельно, сознательно руководить своим воображением, представлением, вырабатывать и отрабатывать навыки быстро представлять и ассоциировать, потому что только эти качества есть основа хорошей памяти и эффективного запоминания.

И совершенно все должны знать самое главное: нет плохой памяти, есть только неумение ею правильно пользоваться и человек в любом возрасте запоминает все раз и навсегда!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Ранній розвиток, розвиток дітей