Детская преступность

Детская преступность

Существуют базовые детские потребности, ожидания от взрослых и возрастные периоды, в которые они должны быть удовлетворены, тогда ребенок растет наполненным и психологически здоровым.Нерешенные задачи развития тянутся за человеком всю его жизнь.

 

Меня зовут Елена, я детский и семейный психолог, психотерапевт, учредитель центра детской и семейной психологии «Ладушки», автор программы психоэмоционального развития дошкольников.  В этой статье мы поговорим о детской преступности.  Она  была создана для интервью  и предлагается Вашему вниманию в первоначальном виде.

Причины детской преступности?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте попробуем пофантазировать, с какой целью совершается то или иной преступное деяние ребенка. Всеми людьми  движет их какая-то потребность. Потребности есть  физические и эмоциональные. Чаще в корне своем детская преступность и асоциальное поведение имеет потребность протестовать против правил, желание самоутвердиться, повысить собственную значимость, получить власть над кем-то, получить желаемое   и т.п. Можно  сказать тогда, что ребенок в своем эмоциональном  мире имеет «пустое место», не заполненное значимыми для него в процессе его психологического взросления.

 Существуют базовые детские потребности,  ожидания от взрослых  и возрастные периоды, в которые они должны быть удовлетворены, тогда ребенок растет наполненным  и психологически здоровым.  Например, период для протеста и бунта против правил-возраст 3-х лет. Если создать ребенку условия, для полноценного проживания этого состояния, то в подростковом возрасте у него не возникнет желания  вести себя асоциально. Не удовлетворенные потребности из дошкольного возраста-это как невыученные уроки. Они тянутся за человеком всю его жизнь, привлекая события, постоянно напоминающие о «невыученном предмете». А с годами у «пропущенного пазла»  есть тенденция  увеличиваться в размере, обрастать эмоциями злости, обиды, разочарования… И вот-перед нами  малолетний преступник, например, решивший показать свою власть  другому ребенку, избив его или совершив сексуальное насилие. А оказывается  в дошкольном детстве ему просто очень нужно было разрешить иметь власть , ввиде своей собственной территории(например комнаты, угла), где он мог бы чувствовать свою ответственность и значимость.

 

Каждый год количество преступлений, совершенных детьми, растет. Как вы думаете, с чем это связано?

Я это связываю с общей  невротизацией общества, с общим состоянием страха и паники, а также  с информацией, которую дети получают через интернет и СМИ. Также , с большой загруженностью родителей  и  заботе  «о хлебе насущном» , а не на воспитании детей. Вслушайтесь  в слово  «воспитание» -  В ОСЬ ПИТАНИЕ. Иногда в эту самую ось таким  своих детей питают!..... Питает ребенка вся его семья, весь род. Я иногда по  состоянии ребенка  определяю психологическое здоровье всего его рода. Ребенок-это же то зерно, что выросло из почвы рода, окученное и прополотое  его родительской семьёй. 

Я уверена, что целостная личность, всегда найдет адекватный выход  своим негативным эмоциям, и найдет социально приемлемые способы удовлетворения своих желаний. А вот чтобы стать этой целостной личностью порой требуется вся жизнь. Дети смотрят на  старшее поколение из своего рода и научаются у них. Человек приходит  в мир с потребностью в доверии , уверенности в честности (integrity) и проходит путь  до  познания своей целостности (integrity). Если дети не будут выпадать их этого защитного круга своей семьи , то ничему не сбить их с верного пути.

 

Каким должно быть воспитание ребенка, чтобы он не вступил на "скользкий путь"?

Частично я уже коснулась этой темы в предыдущих вопросов.  Эта тема очень обширная , я попробую выделить 5  основных китов(назовем их так)-воспитания.

1.Способствовать удовлетворению детских потребностей соответственно их возрасту(читайте Ериксон , Маргарет Маллер, Бери   и Дженей Уайнхолд –теории психологического развития)

2. Создавать возможность для проявления витальной активности ( позволить ребенку хотя бы решать когда он будет кушать и какать)

3.Заботиться о формировании у ребенка внутреннего локус контроля( не делать за него то , что он в состоянии делать сам , исходя из физических возможностей его тела)

4. Развивать  познавательные, эстетические потребности.

5. Создавать фундамент для зарождения потребности в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности)

 

 

Что вы можете рассказать о работе с трудными детьми? Что делается в нашей стране в этом направлении, и в Киеве - в частности?

Когда –то в начале своей карьеры я хотела изменить мир. Сегодня этот юношеский максимализм прошел. Я не слежу за тем, что делается в стране. Я просто нашла свою нишу-и в ней делаю своё дело…. И у меня нет времени на отслеживание. Я  и мои коллеги  работаем с родителями и детьми по моей авторской программе на базе нашего центра.  Мы планирует в будущем выходить на новый уровень, но пока нашу работу можно охарактеризовать такой притчей…

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

 

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

 

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

 

У меня был период, когда я работала в госструктуре. И считаю, что помогать  там трудным детям - очень мало возможностей. Помощь «трудным» всегда очень энергозатратна, они такие пустые , такие голодные на эмоции и любовь, что опустошают до дна. И энергетическая подпитка от государства (я имею ввиду денежная),  не перекрывает  затрат специалистов, работающих с детьми. Хотя  работу нужно проводить на уровне семьи,  а задача государства-создать  стабильную экономику и веру « в светлое будущее»!!!)))

 

 

 

 

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект Тренінги для тренерів