Ложь среди нас. Как защитить себя от обмана и манипуляций

«Найти хорошего лжеца не сложно, а гениального почти нереально».

Мы скрываем свои истинные эмоции и реальное отношение к тому или иному человеку. «Хотим ли мы знать правду?» Большинство людей на него отвечают, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Но при этом врут все без исключения. 90% детей понимают, что такое ложь, уже в 4 года. 86% детей постоянно врут своим родителям. 73% братьев и сестёр врут друг другу. 69% супругов занимаются тем же самым. Но в целом, люди лгут не с плохими целями: мы лжём для того, чтобы казаться окружающим лучше, чем есть на самом деле. 40% людей врут в своих резюме. 90% людей врут в анкетах на сайтах знакомств и в социальных сетях.

По данным исследования, проведённого Робертом Фельдманом, 60% взрослых людей не могут продержаться 10 минут без хотя бы незначительной лжи. Вы думаете, что относитесь к оставшимся 40%, верно? Люди, принявшие участие в исследовании, тоже так думали.

Как себя выдают лжецы?

Ложь - это вид стресса. Стресс провоцирует физиологические реакции, которые специалисты классифицирует как маркеры лжи. Нужно понимать, что нет ни одного верного признака лжи по которому можно судить, что человек лжет. Распознавание лжи всегда носит комплексный анализ поведения и изменений в поведении.

1. Маркеры лжи в речи

  • Лжецы уклоняются от прямых конкретных ответов. На любой Ваш вопрос они отвечают увертками. Например, «Что ты имеешь ввиду?»,«Что именно ты хочешь выяснить?», «Все зависит от точки зрения…», «Хороший вопрос…» и т.д.
  • Соскальзывание на другие темы, как следствие ненужные избыточные подробности.
  • Ответ лжеца обоснован, аргументирован и убедителен.
  • Речевые оговорки. Думал об одно, сказал о третьем.
  • Изменение голосовых характеристик: повышение или понижение тона голоса, повышение или понижение громкости речи и изменения темпа речи.

Хочу напомнить, что ни один из перечисленных маркеров лжи не является 100% или достоверным во всех случаях. Один такой маркер это всего лишь повод задать дополнительные вопросы, а не вешать ярлыки на человека.

2. Невербальные маркеры лжи: Жесты

Жестикуляцию человека можно условно разделить на два типа: жесты иллюстраторы и жесты адапторы. Другими словами, один тип жестов является коммуникативным (иллюстраторы), а другой тип жестов можно назвать жестами стресса (адапторы). Когда человек дает искренние правдивые ответы в его невербальном поведении будут преимущественно коммуникативные жесты (иллюстраторы), когда же человек лжет или испытывает стресс в его поведении, будут доминировать адапторы.

Также в поведении лжеца проявляется больше дистанцируюцих жестов и закрытых поз. Например, скрещенные руки или ноги, ноги под стулом, ассиметричная поза, наклоны туловища и головы, рука заведена за спинку стула и т.д.

3. Невербальные маркеры лжи: Эмоции

  • Ассиметричное проявление эмоций. Интенсивность проявления эмоции на левой и правой части лица разная.
  • Длительность проявления эмоции на лице. Например, искренняя эмоция удивления не может проявляться более 2 секунд.
  • Признаки подавления и маскировки эмоций, при помощи напряжения круговой мышцы рта. Например, поджатие губ, втягивание губ, напряжение губ, губы вытягиваются воронкой, губы в трубочку.
  • Возникновение так называемых микровыражений. Микровыражение — быстрое, сознательно неконтролируемое выражение переживаемой эмоции. Длительность микровыражения составляет от 40 до 200 миллисекунд. Отсутствие сознательного контроля за возникновением микровыражения делает его своеобразным окном в мир истинных эмоций человека.

4. Невербальные маркеры лжи: Взгляд

  • Глаза – уникальный источник информации.
  • В данном случае под маркерами лжи мы будем рассматривать моргания. Моргание – это действие, которое блокирует входящий сигнал, когда человек переживает стресс. Учащенное моргание можно назвать сигналом отключения.
  • К сигналам отключения можно отнести дрожание век.
  • Эффект закрывающихся век. Человек смотрит на Вас, но не в состоянии просто моргнуть, его глаза непроизвольно закрываются и ему требуется время открыть их.
  • Лжец не отводит взгляд от источника угрозы, то есть он будет всегда смотреть на оппонента и калибровать его состояние. Основания задача понять верят его лжи или нет, если нет, то стать еще убедительнее.

Как защитить себя от лжи?

1. Внимательность. Будьте внимательны к тому, что человек говорит и как. Самое важное внимательность к деталям.

2. Бдительность. Будьте готовы к тому, что Вас обманывают в любую минуту.

3. Наблюдай, запоминай и сопоставляй.Когда Вы что-то видите это не имеет никакой ценности, если Вы не интерпретируете увиденное на основании своего опыта, знаний и рассудительности.

4. Задавайте больше вопросов. Если у Вас появились сомнения или Вы чего-то не поняли, задайте дополнительный уточняющий вопрос. Задавая прямой вопрос, ожидайте прямого ответа.

5. Рассматривай разные точки зрений.Мы склонны интерпретировать неоднозначные события и действия людей таким образом, чтобы поддержать свои ожидания. Научитесь избегать искушения поддаться своей предвзятости, искушению судить не рассуждая.

6. Не принимай противоречий. Приняв противоречие, вы теряете возможность отличать истину от лжи: ложь будет выглядеть столь же убедительно, как и истина.

7. Анализируйте комплексно, исходя из ситуации и человека.

8. Постоянная практика и повышение навыков. Найдите место и людей, с которыми можно практиковать и изучатьновые техники распознавания лжи.

Кроме распространенных советов и общедоступной информации существует специализированная методика обучения ремеслу распознавания лжи.Такие навыки безусловно упростят Вашу жизнь и помогут избавится от недобросовестных партнеров, подставных клиентов, и корыстного окружения.

Международный центр коммуникаций Восемнадцатый Верблюд предоставляет своим клиентам услуги по индивидуальному обучению распознавания лжи, групповые занятия нескольких уровней, а также проверки персонала на детекторе джи. Подробнее по ссылке.

Сотрудничество с нами защитит Вас от обмана и предотвратит множество неприятных ситуаций! Обращайтесь за консультацией, будем рады помочь!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект