Использование метода бизнес-моделирования А.Остервальдера для оценки рисков в инвестиционных проектах

Использование метода бизнес-моделирования А.Остервальдера для оценки рисков в инвестиционных проектах

Оценка рисков инвестиционных проектов и сокращение затрат на стартапы - наиболее сложные проблемы современного бизнеса. Наш опыт в оценке инвестпроектов показал, что бизнес-модель А.Остервальдера может быть эффективным критерием для их оценки.

Оценка рисков инвестиционных проектов и сокращение затрат на стартапы - одни из наиболее сложных проблем современного бизнеса.

Наш опыт в оценке инвестпроектов показал, что бизнес-модель (канва бизнес-модели) может стать эффективным критерием для оценки бизнес-планов, стартапов и инвестиционных проектов.

Традиционно, мы оцениваем риски новых инвестпроектов и стартапов с помощью экспертного анализа предоставляемых бизнес-планов.

Качество такой оценки в основном зависит от уровня детализации проекта, известных отраслевых показателей рентабельности, прибыльности, затрат и т.д. И главное - интуиции оценивающего. Мы предполагаем, что все бюджеты изначально пишутся аккуратно и грамотно.

Ни для кого не секрет, что эти три критерия оценивания часто дают сбои, особенно если учесть, что точность и прогностичность оценки бюджетов проектов зависит «художественного мастерства» авторов.

Любой бизнесмен понимает, что бизнес-план – это не столько отражение реальности, сколько отражение «фантазий и ожиданий» автора. Именно по этой причине, даже идеально сбалансированный на «бумаге» бизнес-план с хорошим сроком окупаемости, NPМ, IRR, PI и другими показателями может не реализоваться в реальности. А финансист или инвестор не всегда обладают отраслевым экспертным знанием и многое могут упустить.

Цель оценки бизнес-плана - выявить потенциальные возможности бизнес-проекта, а не оценить степень внутренней согласованности показателей в бюджете. Именно это и позволяет сделать использование в качестве структуры оценки – бизнес-модели (канвы) А. Остервальдера

Основной недостаток бюджетов бизнес-планов состоит в том, что они часто не дают понять суть бизнеса, что чрезвычайно важно для выживаемости проекта в условиях высокой конкуренции и сложных рынков.

Классический набор пунктов бизнес-плана предполагает описание следующих пунктов:

  1. Изложение целей деятельности 
  2. Краткое описание бизнеса 
  3. Анализ рынка 
  4. Продукция (услуги) 
  5. Организация производства 
  6. Инвестиционный климат и риски 
  7. Конкуренция 
  8. Реализация продукции 
  9. Управление и кадры 
  10. Финансирование 
  11. Приложения

Последовательное описание взаимосвязанных частей не дает ясного и точного представления самой модели бизнеса и позволяет несогласованностям выглядеть привлекательно в глазах инвестора. А именно внутренняя сбалансированность бизнес-плана и обеспечивает выживаемость проекта.

В традиционном бизнес-планировании есть следующие методологические проблемы:

  1. Будущие затраты рассчитываются исходя из исторического опыта автора или просто формируются на уровне гипотезы. 
  2. Не учитываются организационные возможности, например, управляемость или способность системы управления меняться в соответствии с планом. Иными словами, смогут ли люди все сделать так, как написано в плане. 
  3. Традиционная структура бюджета может не соответствовать содержанию новой бизнес-идеи. Таким образом, в целом «правильная структура бюджета», может искривлять понимание инвестиционного проекта. Например, не отразить дополнительные затраты на привлечение исполнителей проекта или партнеров с очень редкими или высокими профессиональными компетенциями. 
  4. Последовательность изложения бизнес-плана создает Талмуд на много страниц, который физиологически невозможно объять умом. Мозг имеет ограничения.

Устранить эти методологические проблемы может помочь канва бизнес-моделирования А. Остервальдера и Ив. Пенье. 
Канва бизнес-модели, как инструмент её описания, родилась под лозунгом "Бережливый стартап".  Эту технологию бизнес-моделирования уже используют всем известные компании Michelin, Intel, Adobe, MasterCard, Oracle и множество других.

Канва или шаблон, представляет собой стабильную структуру любого бизнеса, которая состоит из 9 основных элементов: 

  • потребители;
  • продукты (ценностное предложение); 
  • система и особенности отношений с клиентом; 
  • каналы поставок продуктов и информации клиентам; 
  • доходы; 
  • ключевые партнеры; 
  • ключевые ресурсы; 
  • затраты.


Эта канва, при использовании дополнительных инструментов анализа, позволяет совместить и увидеть внутренние взаимосвязи и смысловые цепочки в процессе создания прибыли. Дополнительные инструменты анализа вынуждают автора сделать SWOT-анализ по ключевым блокам модели, проверить и адаптировать продукт под потребителя, провести анализ изменений среды. И самое главное - согласовать содержание всех элементов между собой.

Такой способ описания новой бизнес-идеи вынуждает автора идеи и бизнес-плана четко структурировать свою идею во всей полноте без пробелов. Более того, во время формулирования модели инвестиционного проекта, проявляются все связи между разными продуктами, клиентами, финансовыми потоками, каналами продаж и другими элементами.

С первого взгляда, эта технология очень проста. Но когда начинаешь с ней знакомиться и изучаешь вспомогательные инструменты - открывается новая реальность моделирования, которая обладает рядом явных преимуществ.

Для тех, кто оценивает и разрабатывает бизнес-планы, использование канвы, как структуры для оценки бизнес-планов и бюджетов, увеличивает проницательность, позволяет быстро обратить внимание на несогласованности. И самое главное, при защите бюджета, вопросы, связанные с элементами бизнес-канвы, позволяют с высокой степенью определить меру осознанности и проработанности бизнес-идеи и бюджета.

Самим авторам бизнес-идей, модель бизнес-моделирования А.Остервальдера дает возможность в короткие сроки создавать множество новых идей, использовать брэйнсторминг, повышать креативность участников, увеличить вариативность и количество новых моделей и, как результат, повысить жизнеспособность стартапов.

Очевидно, что чем глубже авторы осознают и «ощущают» идею, тем выше шансы ее успешной реализации. 
Логично, что приступать к написанию бизнес-плана, документа, который уже что-то описывает, есть смысл только после того, как будет создано описание бизнес-модели. По своей сути, бизнес-план есть письменное отражение разработанной бизнес-модели.

Использование канвы бизнес-модели в качестве структуры анализа бизнес-плана, позволяет эксперту выявить глубину и продуманность понимания сути бизнес-идеи у авторов проекта.

Знание технологии бизнес-моделирования позволит эксперту по оценке бизнес-планов: 

  • Выявлять пробелы в описании отдельных элементов бизнес-модели в бизнес-плане. Наличие пробелов в описании или понимании, увеличивает рискованность проекта в геометрической прогрессии.
  • Выявлять несогласованности между продуктами, каналами, сегментами, партнерами.
  • Более качественно оценивать риски, связанные с партнерами, персоналом, ключевыми ресурсами и п.р.
  • И главное, даст возможность экспертам при личной встрече с авторами проекта, выявлять глубину и точность их личного понимания бизнес-идеи, которую они описали в бизнес-плане. Все мы знаем, что самый большой риск, всегда находится в голове авторов бизнес-идеи.

Главным преимуществом использования канвы бизнес-модели А.Остревальдера и Ив.Пенье является то, что эта структура вынуждает нас согласовать и сбалансировать содержание блоков между собой. Традиционная схема презентации бизнес-плана часто не позволяет увидеть степени такой согласованности и, соответственно, не дает возможности принять правильное решение.

Владимир Маличевский. PhD МВА, СМС (сертифицированные консультант по управлению). Владелец консалтинговой компании ICPM Consulting. http://icpmconsulting.com.ua/


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI