Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

«Не включаются мозги» или особенности нейрофизиологии подростка

«Не включаются мозги» или особенности нейрофизиологии подростка

Предлагаем Вашему вниманию небольшую статью, где очень коротко обозначены основные процессы, которые происходят с мозгом подростка в пубертатный период, и объясняют многие особенности его поведения.

"А потому, что нужно было мозги включать!...», «Ну чем ты думал?!..» и, конечно, классика школьных воспоминаний «А голову ты дома не забыл?!...»Все эти вопросы сыплются на подростков с разных сторон и в разных модификациях. Но пытались ли сами взрослые понять, что происходит в этой самой голове подростка? Почему же так сложно «включать мозги»?

Предлагаем Вашему вниманию небольшую статью, где очень коротко обозначены основные процессы, которые происходят с мозгом подростка в пубертатный период, и объясняют многие особенности его поведения.

Итак, что происходит с мозгом подростка?Изменения, которые происходят в мозге в подростковом возрасте, касаются не столько роста, сколько развития и реорганизации нейроструктур мозга.  Этот процесс протекает главным образом в двух областях: в префронтальной коре головного мозга и в лимбической системе.Префронтальная кора – главная область головного мозга, отвечающая за саморегуляцию. Она определяет рациональное поведение человека. Лимбическая система – играет особенно важную роль в формировании эмоций.

Именно в подростковом возрасте эти области учатся работать совместно (позволяя человеку переживать гамму разных чувств и при этом оставаться здравомыслящим, рассудительным и т.д.), проходя три частично пересекающихся этапа.

1. Этап первый: Запуск двигателя.

На этом этапе подростки проявляют большую эмоциональность (все эмоции переживаются очень остро), а также стремятся получить максимально яркий и интенсивный опыт. Это объясняется влиянием работы лимбической системы, которая становиться особенно возбудимой в переходном возрасте.Все чувства, события и отношение к себе переживаются особенно остро, присутствуют частые смены настроения. Метафорой может служить образ поливочного шланга, из которого под большим напором струится вода – шланг ничем не удерживается, вода (эмоции) льются во все стороны, сметая все на своем пути.

2. Второй этап: Настройка тормозной системы.

Второй этап развития головного мозга подростка разворачивается постепенно: он начинается фактически перед подростковым периодом, но завершается не ранее 16 лет. Структурная организация префронтальной коры (самоконтроль, планирование, концентрация внимания) постепенно улучшается. Развиваются мыслетельные способности более высокого уровня: улучшается навык принятия решений, разрешение проблем и предварительного планирования.На этом этапе образ мышления подростков становится похожим на образ мышления взрослых – родители замечают, что им становиться проще общаться и договариваться с подростками, уходят сложные эмоциональные моменты, характерные для раннего подросткового возраста.Продолжая метафору о шланге: садовник уже понимает, как нужно держать шланг и постепенно учиться это делать.

3. Третий этап: За рулем опытный водитель.

Хотя «тормозная система» (взаимосвязь префронтальной коры и лимбической системы) уже сформирована, ее работа еще не совсем отлажена. Третий этап (завершается не ранее 20 лет) посвящен улучшению взаимосвязи между указанными выше структурами, что в итоге позволяет подростку быть более зрелым и способный к эффективной саморегуляции.1Это тот период, когда садовник уже не просто крепко держит шланг, но и обучается направлять его на те цветы, которые считает нужным полить.

Все этапы – взаимопроницаемы и во многом зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного человека. Общее понимание этих процессов помогает понять, что многие поведенческие и эмоциональные реакции подростка во многом обусловлены нейропроцессами этого периода. Учитывая это, родителям и педагогам будет проще понять и наладить общение с подростком.

Марина Тарасюк

Автор: Огороднийчук Марина
Компания: Киевский институт рационально-интуитивной психотерапии «Я» (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
 или Отменить
См. также
Современное образование, Bless Academy
Основа успешного бизнеса в бьюти-индустрии, Bless Academy
Физиогномика: как определить характер человека, Живое Cлово, учебно-психологический центр
Как воспитать мужчину: «правильно» и «неправильно». Часть 1, Живое Cлово, учебно-психологический центр
К чему приводит бесцельное существование?, Победа в тебе, центр инновационной психологии и успешного человека
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».