О терминах и смыслах

О терминах и смыслах

Очень много терминов приходят как названия чего-то очень нового и закрепляются в нашем сознании как символы прорыва. Но является ли то, что скрывается под терминами реальным прорывом? Или просто новым мы опять считаем хорошо забытое старое?

Очень много терминов приходят как названия чего-то очень нового и закрепляются в нашем сознании как символы прорыва. Но является ли то, что скрывается под терминами реальным прорывом? Или просто новым мы опять считаем хорошо забытое старое?

Agile

Это слово ворвалось в нашу реальность, как вихрь. И стало символом современного бизнеса. Точнее, тех, кто считает, что имеет отношение к современному бизнесу. Причем, что интересно, слышали об Agile все. А вот что это такое, представляет себе довольно мало людей. Так вот, это не технология. Agile manifesto – это набор ценностей и принципов, которые важны для разработки технологий в условиях неопределенности. То есть, тогда, когда нет четкого видения конечного результата. Принципов, на которых может быть разработано много хороших инструментов.

Работает ли agile? Конечно, работает. Как и любые другие ценности и принципы, он направляет решения, принимаемые в команде, по определенному пути.

Есть ли в этом что-то революционно новое? Отнюдь. Рабочие группы создавались задолго до этого. А о том, чтобы сотрудники работали командами и были клиенториентированы, и так мечтает любой предприниматель. За то, что разработчики и методологи свели эти принципы в единый документ – респект им. Тому, кто понимает, как на основе принципов выстраивается рабочий процесс, они могут помочь. Особенно, если он работает в разработке программного обеспечения.

Но тянуть эти принципы в любой бизнес – глупо. Но модно. И выгодно. Ведь любая мода служит поводом вывести на рынок обучающий продукт. И если слово на слуху, то оно воспринимается как новая волшебная палочка. И стоит дороже, чем уже надоевший всем набор обычных инструментов. Правда ничем от него всерьез не отличается, но этикетка другая, а значит, продается лучше.

SCRUM

Просто революционно! До кошмара революционно! Согласовывать работу в процессе – это ново и свежо. Работать короткими отрезками – это… ну, круто, наверное. И самое главное – этого никогда, и никто не делал. Ни архитекторы или дизайнеры, которые предъявляют заказчику эскиз много раз до окончательного решения о применении. Ни производители оборудования. Ни тем более сами разработчики ПО.

Ну, и конечно же, никто и никогда не проводил производственных совещаний. И не вел цикличного контроля.

Нужен ли skrum и работает ли он? Нужен. И работает. Потому, что это принципы нормального управления рабочей группой. Как их не назови. И читая или слушая про крутого чела – SCRUM-мастера, замечаем, что чем-то он похож на обычного профессионального модератора и администратора рабочей группы.

Так что… работает? Конечно! Новое? Ни в коем случае. Это обычная практика управления. А примеры «революционных свершений» достигнутых при помощи skrum – это по большей части практика раскачивания сверхбюрократизированных систем. Которые обновились бы в любом случае, поскольку потеряли эффективность.

И кстати, делать в два раза больше, затрачивая вдвое меньше времени можно без новых технологий. Просто нужно научиться нормально работать, а не грызться и не давать личным амбициям влиять на совещательный и производственный процесс.

Холакратия и плоские структуры

Еще одна модная тема. Компания без начальников.

Ну, это вообще круто – каждый работает на пределе сил, никто ни над кем не начальствует, все счастливы и все такое.

Только вот не стыкуется эта идеология с тем, что о себе заявляют сами же компании, пропагандирующие такой подход. В одной «безначальственной» компании самый главный объявляет, что больше не будет начальников. А сам он кто? А акционеры кому деньги доверили?

А мы верим. Верим всем этим красивым вывескам. И начинаем пытаться копировать.

И даже находим свои положительные стороны. Например, начальникам теперь можно платить наравне с их подчиненными. И жить счастливо и дружно… до тех самых пор, пока компанию не покинут все более-менее качественные организаторы, которые устали от  попыток навести хоть какой-нибудь порядок среди «миллениалов» (опять модное слово).

А на деле, создание плоских структур не прокатывает. Это против природы, в основе которой лежит фрактал. И которая всегда выстраивает иерархию.

В реальности, в таких компаниях вместо начальников отделов начинают появляться «кураторы», а вместо руководителей департаментов «наставники». И отличаются они от своих коллег из соседнего офиса только горящим на первых порах взглядом и более низкой зарплатой.

Мода – друг, мода – враг

Мода – это не так уж плохо. Особенно, когда речь идет об одежде.

Но не надо забывать о том, что в том, что показывают на подиумах авангардные дизайнеры, по улицам ходить зачастую невозможно. Хотя, в их произведениях есть и полезные элементы, которые можно использовать и в производстве массового продукта. Мода – это даже хорошо. Ведь после того, как специалисты обсудили футуристичные концепции, они начинают думать о дне сегодняшнем (ключевое слово – «специалисты»).

Мода – это не так уж плохо и когда речь идет о концепциях, организационных в том числе. Когда на основе новых разработок, зачастую фантастических, специалисты модифицируют существующую методологию.

А  эджайл, и скрам, и ценностная концепция, и эксперименты с системами управления, и другие хорошие вещи, конечно же будут жить и приносить пользу еще много-много лет после того, как на них пройдет мода. Ведь в их основе лежат либо хорошо забытые классические концепции, либо эксперименты.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI