Как получить пользу от тренинга

Как получить пользу от тренинга

Тренинги придуманы для того, чтобы люди получали пользу. Поэтому давайте поговорим о том, как получить максимальную пользу от тренинга.

Перед тренингом

Подготовьтесь – поставьте цели

Во-первых, как только вы решили пойти на тренинг, вам нужно поставить перед собой цель. Это не так просто, как может показаться. Ведь настоящая цель должна быть конкретной и измеримой. Измерить результат тренинга можно двумя способами: эмоциональным и рациональным.

Рациональные цели

Рациональное измерение цели заключается в том, что вы говорите себе: “После тренинга я хочу уметь делать…» и перечисляете два-три умения, которые хотите получить. Нельзя ставить себе слишком много целей. Это помешает вам сосредоточиться.

Подходить к целям нужно внимательно, так как расплывчатое «умение», это все равно, что отсутствие цели. Например, если вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь продавать», то можете считать, что не поставили себе цель вовсе. Понятие «продажа» слишком расплывчатое и всеобъемлющее. А для того чтобы действительно научиться, нужно выделить то поведение, которое вы хотите изменить или улучшить. Например: «Хочу научиться использовать технику СПИН», «Хочу научиться понимать мотивацию других людей». Еще лучше направить прохождение тренинга на решение конкретной ситуации: «На тренинге получить инструменты, которые позволят договориться с клиентом Х», «После тренинга решить конфликт с сотрудником».

Следующий шаг рационального целеполагания заключается в том, чтобы определить поведение, которое вы хотите изменить или приобрести. Причем, такую цель вы можете себе поставить или скорректировать уже поставленную прямо во время тренинга. Например, в данный момент вы ведете переговоры с партнерами или беседы с сотрудниками интуитивно, спонтанно переключая темы и подбирая аргументы. Поставьте себе поведенческую задачу вести структурированный диалог. Тогда на тренинге вы сумеете подобрать себе инструмент, с помощью которого сможете вести себя по-новому. Главное, что нужно запомнить, для того чтобы добиться результата, что тренинг – это инструмент изменения поведения. Поэтому, после обучения, вы сможете четко понять, получили вы желаемое или нет.

Эмоциональные цели

Есть и другой вид целей. Эмоциональные. Эти цели не поддаются «оцифровке». Их можно конкретизировать только по имеющемуся опыту эмоциональных переживаний и ощущений. Наиболее показательный пример такой цели бывает на тренингах по ораторскому мастерству, куда люди приходят для того, чтобы «чувствовать себя спокойно перед аудиторией». В случае, если вы поставили себе эмоциональную цель, отследить результат иногда даже легче, чем при цели рациональной. Попав после тренинга в целевую ситуацию, вы сразу поймете, как вы себя чувствуете.

Еще один важный момент заключается в том, что цель нужно ставить только в отношении себя любимого. Если вы сформулируете цель так: «хочу, чтобы начальник изменил свое отношение ко мне», то будете ждать результатов не от себя, а от начальника. А он, скорее всего, об этом даже не подозревает. Правильной формулировкой будет «Хочу научиться изменить отношение начальника ко мне». В этом случае вы ставите цель в отношении себя и берете на себя ответственность за ее достижение.

Формулировка цели

И естественно, формулировка цели влияет на вашу собственную мотивацию. Просто сравните две формулировки: «Хочу научиться разговаривать по-английски, чтобы иметь возможность объясняться» и «Хочу выучить английский, чтобы расспросить моего знакомого Джона о его семье». Какая из этих целей будет действовать лучше?

Первый вариант расфокусирован и его практическая польза не воспринимается сознанием. Во второй формулировке есть конкретное действие, которое нужно выполнить в результате.

Так что, перед посещением тренинга и в самом его начале постарайтесь сформулировать цели максимально конкретно. Польза будет ощутимой.

На тренинге

Теперь поговорим о том, как получить максимум пользы на самом тренинге.

Для этого нужно выполнять несколько простых правил:

  • Задавайте вопросы;
  • Ведите себя естественно и не бойтесь сделать ошибку;
  • Выполняйте упражнения в удобном для вас темпе;
  • Фиксируйте все важные моменты и собственные идей и инсайты;
  • Перекладывайте теорию на собственный опыт;
  • Будьте готовы убеждаться;

Теперь подробнее.

Вопросы

Не стесняйтесь задавать вопросы. Даже если они кажутся вам глупыми. Глупых вопросов не бывает. Они бывают недоформулированными, расплывчатыми и т.п. Но никогда не бывают глупыми. А раз так, то любой вопрос имеет право на существование.

Кстати, достаточно часто бывает ситуация, когда кто-то из группы решается задать вопрос, который мучает половину аудитории. Это хорошо заметно по благодарным взглядам в его сторону других участников тренинга.

Конечно, старайтесь формулировать вопросы как можно конкретнее. Однако, если у вас не получается задать вопрос сразу, то приведите пример и попросите тренера помочь вам сформулировать вопрос. Вменяемый тренер никогда в этом не откажет.

Если у вас есть вопрос, который вы не хотите выносить на общее обсуждение, подходите к тренеру в перерывах. Перерывы – они для участников, чтобы была возможность немного проветрить мозг. Для тренера же перерыв – это точно такое же рабочее время, в которое он выполняет свое предназначение – нести мудрое и вечное, а значит и отвечать на вопросы.

Естественное поведение

Часто во время упражнений, участники ведут себя как на театральной сцене: используют обороты, которые никогда бы не прозвучали в обычной жизни, говорят с интонациями, которые до сих пор от них никто не слышал и т.п. Как ни грустно, но такое поведение сразу отбирает 50 процентов эффективности тренинга, так как в реальную жизнь вы заберете с собой не естественно изменившееся поведение, а театральную модель, которая пропадает через два-три дня после обучения.

И поскольку тренинги нужны для того, чтобы менять реальные поведенческие модели, то и работать на нем нужно, с настоящим, естественным, поведением. И соответственно, создавать реальные поведенческие модели, которые вы сможете использовать в жизни и работе.

Для каждого упражнения свой темп

Упражнения, которые предлагаются участникам тренинга, условно можно разделить на три категории, в каждой из которых важен темп их выполнения:

  • Упражнения, демонстрирующие участникам их недостаточную компетентность или недостаточное использование собственного потенциала. То есть, дающие возможность сделать наиболее распространенные ошибки, которые не дают добиться результата. На выполнение таких упражнений, как правило, дается строго определенное время. Делать их стоит в том темпе, который задает тренер. Иначе вы лишите себя удовольствия осознать собственные неправильные модели поведения.
  • Упражнения, направленные на осознание участниками предложенных теоретических моделей. Они помогают понять пользу инструментов, предлагаемых в рамках тренинга. Темп выполнения задается тренером. При этом, на вопросы участников должно быть отведено столько времени, сколько требуется чтобы 70% группы получило полное понимание концепций. Если вы не успели получить такое понимание в отведенное время, а это может случиться по разным причинам: от невнимательности до попытки слишком глубоко «вжиться» в материал, то не стесняйтесь подойти к тренеру в перерыве.
  • Упражнения для выработки успешных моделей поведения.

Эти упражнения создаются специально для того, чтобы вы научились. Научились делать то, что у других получается хорошо и что может хорошо получиться у вас. Поэтому, такие упражнения нужно делать в том темпе, который вам удобен.

Одна из ошибок, которую делают участники тренинга, заключается в том, что они пытаются сделать все и сразу. Конечно, собственную гениальность и адаптивность надо продемонстрировать. Но не во время обучения. Тренинг – это специальная среда, в которой положено делать ошибки, чтобы их можно было исправить. И место – где можно и нужно учиться. Поэтому, если вы делаете, например, коммуникативное упражнение, то делайте его в том темпе, который позволит подбирать правильные слова. Не спешите. Делайте паузы на обдумывание. Если тренер вас подгоняет, то просто попросите его быть несколько лояльнее и дать вам как следует освоить предложенные модели поведения. Хотя, хороший тренер не будет вам мешать.

Фиксация промежуточных результатов

Вполне возможно, что вам легче размышлять, рисуя в тетради чертиков и цветочки. Однако, на тренинге такой способ обучения вреден. Так как в процессе тренинга для эффективного освоения инструментов нужно пересмотреть некоторые свои стереотипы, то лучше направить усилия на ведение записей. Причем, фиксировать стоит все, что приходит в голову по теме тренинга. Не только информацию, которую вы боитесь забыть, но и собственные выводы.

Зачастую нас меняет не большое количество инструментов, а один единственный вывод, который делает их применение легким и приятным. А если этот вывод не будет зафиксирован, то он может быть забыт из-за обилия разных мыслей и теоретических концепций.

Использование собственного опыта

Иногда бывает так, что информация, предлагаемая тренером, «пролетает» мимо участника тренинга по той причине, что не находит подтверждения в собственном опыте человека. Хотя, на самом деле, мы обладаем опытом, который необходим для освоения почти любых поведенческих инструментов. Важно его правильно определить. Возможно, вы не сталкивались с описываемыми ситуациями на работе. Но вполне могли сталкиваться с ними в семье, компании друзей или еще где-нибудь. Проанализируйте.

Такой анализ поможет вам найти пользу в применении инструментов. А значит, значительно облегчит их освоение и даст возможность задать осмысленные вопросы тренеру.

Готовность убеждаться

Еще собираясь на тренинг, примите для себя решение, хотите ли вы освоить новые инструменты или отстоять свою позицию. Если первое, то будьте готовы убеждаться. В первую очередь в том, что не все люди думают так, как это делаете вы. В том, что можно найти пользу там, где вы ее раньше не видели.

Но и не стоит принимать исключительно на веру все, что говорит тренер. Требуйте аргументов. Требуйте логики и примеров.

Кстати

Иногда участники корпоративных тренингов в крупных компаниях относятся к ним, как к неприятной обязаловке или как к поводу пару дней отдохнуть от рутины. В результате компания не получает нужных результатов, а люди разочаровываются в краткосрочном обучении. Конечно, хороший тренер сможет убедить почти всех в пользе обучения. Но на это уйдут дополнительные силы тренера и, что самое главное, время тренинга. То самое время, в течение которого вы можете научиться многим полезным вещам. Поэтому, я рекомендую вам перед корпоративным тренингом узнать рейтинг тренера и примерную стоимость его дня. И представить, что эти деньги вы заплатили из собственного кармана. Это поможет вам напрячься в достаточной степени, чтобы извлечь максимальную пользу.

После тренинга

Конечно, тренинг заканчивается тогда, когда он заканчивается. А вот количество пользы, которую вы можете извлечь из него, далеко не ограничивается теми знаниями, которые вы успели освоить за несколько дней обучения. Чтобы извлечь максимальное ее количество, нужно помнить несколько простых принципов.

Во-первых, после тренинга вы уносите с собой только то, что вас больше всего зацепило. А это значит, что реально вы освоите два-три важных инструмента.

Во-вторых, то что вас больше всего задело эмоционально, совсем не обязательно было самым важным из того, что преподавалось.

В-третьих, если вы не вернетесь к материалам тренинга в течение месяца-полутора после его прохождения, то скорее всего, не вернетесь к ним уже никогда.

Поэтому, рекомендую в течение следующего месяца назначить себе график «перепросмотра» материалов.

Какие-то выводы, сделанные на тренинге, не подтвердятся вашими наблюдениями, какие-то, наоборот, станут очевидной истиной. А поскольку воспоминания будут еще живы в памяти, то вы сможете переключить свое внимание на те инструменты, которые непосредственно на тренинге не показались вам критически важными, но на самом деле, могут принести большую практическую пользу.

Эти советы подсказаны многолетним опытом как проведения тренингов, так и участия в них. Так что, используйте и получайте от тренинга максимальную пользу и удовольствие.

 Приходите в центр "ProfiT" развиваться!

http://www.profit.co.ua


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток