Где найти мотивацию?

Где найти мотивацию?

Где искать невидимый двигатель мотивации и что на самом деле нас мотивирует - читайте и используйте в своей работе!

Ко всякому новому году, как, впрочем, и к каждому понедельнику, многие торжественно клянутся самим себе жить по-другому: отказаться от сериалов, начать делать странные упражнения на укрепление мышц бедра и достичь новых успехов в работе. Соберись, тряпка! Но почему-то к следующему понедельнику приходится давать себе новые обещания, а заодно вооружаться вдохновляющими цитатами какого-нибудь чемпиона по бобслею. А ведь мы просто не там ищем мотивацию. Вместо форума бобслеистов нужно обратиться к разработчикам игр, ну и немножко — к ученым.

Очень странные дела

Люди совершают массу загадочных вещей: занимаются скалолазанием, бегают марафоны и исполняют рэп. Причем иногда они за свою деятельность ничего не получают, кроме обморожений, вывиха колена и ненависти соседей. Что ими движет? Говоря о внутреннем «ключе зажигания» человека, принято упоминать мотивацию — то, что побуждает нас делать всю эту ерунду. Если она зашкаливает, здесь не нужны дополнительные волевые усилия и все работает «само» — и наоборот: если мотивация слабенькая, жена должна пятый раз напоминать о том, что пора вынести мусор.

Парадокс: перед тем, как заняться любимейшей и увлекательной работой, человек долго-долго пьет кофе, торчит на посторонних сайтах, чешет за ухом, а потом все равно просит перенести дедлайн.

А вот чтобы сыграть в нелепую онлайн-игру про ферму, ни один, даже очень далекий от фермерства товарищ не стискивает зубы, не пытается «взять себя в руки». Оно как-то само легко идет. Это странно, ведь в первом случае нас должны мотивировать хотя бы деньги.

Сэм Глаксберг из Принстонского университета провел такой эксперимент. Участники должны были решить задачу на смекалку: прикрепить свечу так, чтобы она не пачкала воском ни стену, ни пол. Одной группе сообщили, что их результаты зададут норму — точку отсчета для следующих изысканий, другой предложили денежную награду. Участники из первой группы решили задачу на 3,5 минуты быстрее, чем их конкуренты, борющиеся за премию. Подобные эксперименты проводились неоднократно, пока даже ученым не стало очевидно: если задача требует хотя бы элементарных умственных усилий, деньги не играют особой роли. Даже наоборот — увеличение размера «премиальных» приводит к снижению продуктивности. Хотя если стоит сделать что-то простое, скажем передвинуть стул, то награда по-прежнему прекрасно работает.

Снаружи и внутри

Весь XX век в психологии царил бихевиористский подход. Сделал хорошо — получил пирожок с полки, сделал плохо — становись на горох. К счастью, психология выросла из коротких штанишек бихевиоризма: теперь, как никогда, ясно, что человек управляется не кнутами и пряниками, не внешними стимулами, а внутренними, которые гораздо мощнее двойки в четверти и соцпакета. Секрет такой мотивации лежит в самой деятельности, в притягательности ее содержания.

Бизнес-аналитик Дэниэл Пинк в своей книге «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» пишет:

«Когда деньги используются в качестве внешнего вознаграждения за какую-либо деятельность, люди теряют к этой деятельности живой, искренний интерес.

Вознаграждение может обеспечить кратковременный подъем работоспособности, так же, как доза кофеина может дать несколько дополнительных часов бодрости».

Где искать невидимый двигатель

Решить, что выплачивать премии сотрудникам — это лишнее, недостаточно для успеха. В поисках секрета вдохновения специалисты обращаются к играм. Можно заметить, что с этим видом деятельности у людей нет никаких проблем, если не брать в расчет тех, кто разорился на покере. Игру отличает очевидная бесцельность и фан — удовольствие от процесса. То, что современный мир повернулся на геймификации и вовсю оснащается игровыми движками, видно невооруженным глазом. У жителя XXI века есть проблемы с вовлеченностью, с мотивацией, поэтому геймификация проникает во все сферы жизни и «включает» нас на пустяках — от собирания наклеек из «пятерочки» до трюков вроде «выберись из нашего секс-шопа за 20 минут».

Бывший хардкорный геймер, а ныне бизнес-гуру, американский предприниматель Ю Кай Чоу разработал систему из восьми элементов игрофикации.

Схема представляет собой восьмиугольник, углы которого — направления нашей мотивации.

У каждого человека есть одно или несколько ведущих направлений, своего рода тайный крючок внутри нас — то, что лежит в основе глубинной потребности, то, на что нас можно легко поймать.

Создатели соцсетей, классных игрушек, онлайн-курсов и прочего контента, конечно, учитывают эти стороны. Потому-то вместо подготовки годового отчета мы лупим виртуальных драконов, собираем лайки или азартно майним криптовалюту. Ниже перечислены те самые секретные факторы мотивации, которые дают власть над миром (или хотя бы возможность сказать дракону «Нет!», а работе — «Да!»).

  • Миссия

Игроку здесь важно делать что-то значительное и великое, наполненное смыслом. Он — тот избранный, которому суждено написать страничку википедии или поехать на Евровидение. Мессии верят, что у них есть скрытый дар, уникальное оружие или им просто досталась — только сегодня, только для вас! — кодовая фраза, дающая право активировать ядерную бомбу или потратить все свои сбережения, помогая голодным.

  • Лидерство

Пункт, легко геймифицируемый. Попадется публика, которая ведется на звездочки и медали: всюду первый, царь горы, самый главный в вагоне. Важно не просто не отстать, но и обогнать Америку. Лидеры ждут соревновательного вызова: «А ну-ка, ребята, кто первый добежит до принтера? Кто разорвет финишную ленточку?»

  • Раскрытие творческого потенциала

Баловаться с разбросанными детальками конструктора придут люди, помешанные на внутреннем совершенствовании и самовыражении. Им приятно откликаться на вызов только потому, что есть возможность чему-то научиться, попробовать что-то интересное: соорудить робота или нарисовать автопортрет зеленой акварелью.

  • Обладание

Нумизматы, коллекционеры дисков 93 года и люди, до сих пор не выбросившие альбом со школьными марками, увлечены накоплением богатств. Причем «богатства» тут величина условная. Собирать можно что угодно: виртуальные очки, выговоры и даже звездочки на погонах.

  • Социальные связи

Этот мотивационный фактор интересен людям, которые побежали вместе с остальными.

Их увлекает общение во всех его формах: наставничество, интриги, скандалы, конкуренция, хороводы и рассматривание чужих фоток из отпуска в фейсбуке. Фанатов социального взаимодействия легко уговорить вступить в пионерию.

  • Ограничение ресурсов

Многих людей вдохновляет дефицит, необходимость стоять в очереди за смартфоном.

Таким нравится шагать в гору босиком, в одиночку переплывать океан и лезть к девушке на балкон только потому, что она живет на 16-м этаже. В общем, чем всё хуже, тем лучше.

  • Непредсказуемость и любопытство

Это то, из-за чего многие досматривают скучный фильм, начавшийся с убийства. Любители тайн, лотерей, черных ящиков, конфеток с сюрпризом радостно потирают руки, если есть хоть малейшая вероятность прикоснуться к неизведанному. Хотя этим неизведанным обычно оказывается майка с логотипом компании.

  • Избегание потерь

Люди, которые движимы этим мотивом, готовы заходить в игру каждые 24 часа (а то кристаллы сгорят) или торопятся на распродажу, потому что предложение действует только до вторника. Также они могут без всякого внутреннего дискомфорта возводить домик для человечка в Sims или обустраивать норку для енота.

Эти мотиваторы в каждом из нас причудливо сочетаются: если человек любит одновременно лидерство и лишения, ему подойдет карьера бродячего проповедника, а парню, который и строит домик для енота, и увлечен тайнами, имеет смысл попробовать себя в роли фокусника на детских утренниках.

Свою мотивацию можно использовать даже в неприятных занятиях. Скажем, если кому-то по душе ограничения, то во время уборки квартиры нужно просто включить таймер: «Или я передвину шкаф, пока играет эта песня, или мне придется прийти на корпоратив в резиновой шапочке».

 Приходите к нам профессионально развиваться!

http://www.profit.co.ua/index.php?id=668


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток