Советы по развитию и построению карьеры

Советы по развитию и построению карьеры

В статье дается ряд советов и пошаго описывается, как правильно организовать свое личностное развитие для карьерного роста

За каждой выдающейся карьерой стоит трудолюбие, талант, немного удачи и тщательно спланированная стратегия.

Ценность сотрудника на текущем месте работы определяется результатом, который он приносит компании. Задачи какой сложности он решает. Сколько затрачивает времени и других ресурсов. Насколько автономно работает. Какой процент ошибок допускает.

Аналитик, который умеет работать с макросами в MS Excel, сделает отчет быстрее. Менеджер по продажам, который умеет определять потребности клиента, закроет больше сделок. Секретарь, который знает английский язык, лучше организует конференцию для иностранных партнеров.

Ценность сотрудника на текущем месте работы определяется знаниями, навыками и способностью применять их на практике.

Карьера определяется способностью обучаться для решения более сложных задач. Аналитик координирует коллег – шаг в сторону тим-лида. Менеджер по продажам обучает новичков – шаг в сторону руководителя отдела. Секретарь предугадывает задачи руководителя – шаг в сторону персонального ассистента.

 

Как происходит обучение новому навыку?

Можно выделить 9 шагов, которые обычно проходит человек в процессе обучения. В каждом конкретном случае, этапы могут меняться местами, сливаться или каких-то из них может не быть. После завершения каждого из шагов человек может возвращаться к переосмыслению уже завершенных этапов с учетом нового опыта и информации.

 

Шаг №1 — Определите мотивацию.

Мотивация – наш «заряд батареек» – сколько усилий мы готовы приложить для достижения желаемого результата. При низкой мотивации мы откажемся от своей цели даже при незначительном препятствии. При высокой – настроены на «победу любой ценой».

Наиболее распространенными есть три основные источника мотивации к обучению.

Интерес – мне интересно, как работает мозг человека, поэтому я изучаю нейропсихологию.

Желание – я хочу работать в международной компании – для этого мне нужно выучить английский.

Текущий дискомфорт или потенциальные проблемы – мне нужно научиться планировать свой день,  чтобы не потерять работу.

Если человеком движет интерес – первый случай – мотивация самодостаточна. С большой долей вероятности желаемый навык будет освоен. Если человек обучается для достижения цели – второй и третий случаи – необходима дополнительная работа по осмыслению цели и удержанию ее в фокусе внимания.

 

Шаг №2 — Определите смыслы.

Для чего мне достигать цель? Что именно я получу в результате? Какие свои желания смогу реализовать?

Я хочу работать в международной компании для того, чтобы: 1) получить стабильный доход и социальный пакет; 2) регулярно обучаться и развиваться профессионально; 3) переехать работать за границу.

Задавайте себе вопрос «для чего» несколько раз — ищите более глубокие смыслы.

Стабильный доход мне нужен для того, чтобы: 1) собрать деньги на покупку квартиры; 2) регулярно помогать родителям; 3) путешествовать не менее двух раз в год.

Чем точнее и глубже человек понимает смысл достижения цели, тем выше и устойчивей мотивация, тем выше шанс дойти до результата.

 

Переходим к практике.

Вспоминаем свои профессиональные цели

Увеличить доход в два раза, стать руководителем отдела, начать свой бизнес, получить второе образование, написать книгу, сменить профессию, …

Выбираем цель, наиболее актуальную на данный момент. Что из списка вдохновляет больше всего? Достижение какой цели изменит мою жизнь наиболее желанным образом?

Определяем, какие смыслы эта цель имеет для вас.

«Если я увеличу свой доход в два раза, я смогу: поехать в путешествие по Европе на Новый год, сделать ремонт в квартире в течение года, ежемесячно помогать родителям.»

 

Шаг №3 — Определите область развития.

Кто уже достиг результата, к которому вы стремитесь? Что он делает? Какие знания и навыки у него есть? Какие задачи и навыки наиболее важны?

Руководитель отдела продаж: управляет командой, ставит и контролирует выполнение целей, договаривается с руководителями других отделов, обучает сотрудников, ведет финансовый учет, ведет переговоры с ключевыми клиентами.

Сможете ли вы выполнять аналогичный объем задач сегодня? Чему вам нужно научиться?

Переходим к практике.

Ищем ролевые модели – тех людей, кто уже достиг результата, к которому вы стремитесь. Посещаем мастер-классы. Смотрим обучающие видео. Ищем примеры в фильмах. Читаем интервью.

Изучаем себя. Ведем дневник. Запрашиваем обратную связь. Проходим тесты.

 

Шаг №4 – Составьте общее представление о выбранной области.

Образовательная платформа от LinkedIn – www.lynda.com – поможет определить, какие навыки входят в выбранную вами область развития. Введите ваш запрос в поле поиска и просмотрите названия предлагаемых курсов – это и есть список необходимых навыков. Сайт доступен только на английском. Если вы еще только учите язык, сервис www.translate.google.com поможет перевести незнакомые слова или сайт целиком.

Разбейте вопрос на составляющие.

Я хочу научиться управлять командой. Изучая вопрос лидерства, вы составите список более узких тем, которые в нее входят: постановка целей, эмоциональный интеллект, мотивация, развитие, презентация и публичные выступления, влияние и переговоры, управление конфликтами.

Я хочу успевать делать больше задач во время рабочего дня.Изучая вопрос продуктивности, вы столкнетесь с темами: тайм менеджмент, определение приоритетов, постановка целей, самомотивации, навыки решения проблем.

Найдите специализированные источники.

Какие сайты и печатные издания специализируются на вашей теме? Какие книги написаны? Какие профессиональные и научные сообщества существуют? Изучите материалы на русском и, если есть возможность, на английском. Работайте с источниками с достоверной информацией [2]: книги, которые выдержали несколько изданий; специализированные журналы; исследования университетов и консалтинговых компаний; научные публикации.

Выберите и прочитайте книгу, которая рассматривает вопрос наиболее полно. Например, если вы изучаете тему переговоров, начните с книги «Переговоры без поражения. Гарвардский метод». 

 

Шаг №5 – Найдите наставников.

Кто может помочь в дальнейшем изучении области, которую вы выбрали? Подсказать, подать пример, задать правильный вопрос, научить конкретному навыку.

Найдите профессионалов – в своем ближайшем окружении, в своем городе, стране, в интернет. Выпишите авторов, спикеров и экспертов, которые работают в выбранной вами области. Посетите их мастер-классы, посмотрите их видео. Определите, в какой роли каждый из них может выступать.

Ролевая модель – уже достиг того, чего хотите вы:

  • тренер – способен научить конкретным навыкам.
  • ментор – готов делиться своим опытом и взглядами.
  • коуч – умеет сформулировать правильный вопрос и помочь найти ответ.
  • учитель – видит «следующую версию меня», обладает достаточным опытом, чтобы помочь ее раскрыть, заинтересован в моем обучении.

В одном человеке могут сочетаться несколько ролей. Выберите тех людей, которые обладают достаточными компетенциями и у которых вам хочется учиться

 

Шаг #6 — Выделите конкретный навык.

Вы выбрали область развития, изучили ее и разбили на составляющие — необходимо сфокусироваться. Что стоит изучить более глубоко? Какие конкретно навыки необходимо наработать? С чего стоит начать? Какие 20% усилий дадут 80% результата?

Расставьте приоритеты согласно вашей цели. Что поможет вам приблизиться к желаемому результату?

Изучение английского языка состоит из уроков по грамматике, навыкам устной и письменной речи, навыкам чтения и распознавания речи на слух, упражнений по увеличению словарного запаса. Если английский нужен вам в основном для участия в совещаниях, есть смысл сфокусироваться на устной речи, восприятии на слух и профессиональном словарном запасе. Грамматика, чтение и письмо в данном случае – не основной приоритет.

Изучите себя детальней.  Что вы уже делаете в данной сфере? Какие отдельные задачи выполняете?

У вас пока нет прямых подчиненных, но вы ставите задачи курьеру и контролируете сроки доставки. Вы еще не управляете проектами, но уже помогаете вести учет бюджета. Вы еще не работаете в отделе HR, но уже принимаете участие в собеседованиях.

Запросите обратную связь – что у вас уже получается хорошо, а в каких областях возникают ошибки.

Попробуйте себя в новой роли. Примите участие в проекте. Предложите помощь руководителю или коллеге. Пройдите обучение с практической частью. Запросите обратную связь.

Пообщайтесь с экспертами – на какие навыки они рекомендуют обратить внимание в первую очередь?

Составьте список из 3-5 навыков. Выберите один, развитие которого изменит вашу жизнь наиболее желанным для вас образом.

 

Шаг #7 — Подберите удобный способ обучения

 Здесь все достаточно просто:

  • учитывайте свои личные особенности, чтобы заниматься вам было удобно и комфортно
  • можно попробовать использовать разные техники (игровые, онлайн-консультации, групповые занятия) для приобретения разных умений и навыков
  • очень важно организовать свое пространство правильно, чтобы вас никто не отвлекал, с другой стороны, чтобы ваше окружение (коллеги, друзья, родственники) поддерживали и поощряли ваши действия.

Шаг #8 — Составьте личный  план развития

Составление четкого плана позволяет не только понимать собственные цели, но и постепенно разрабатывать пути по их достижению, мотивировать себя на саморазвитие. 

Что такое личный карьерный план?

Это поэтапное руководство к действию, отображающее ваши шаги на пути к собственным профессиональным вершинам. Другими словами, если вы занимаетесь планированием карьеры и хотите однажды возглавить, например, департамент какой-нибудь крупной компании, то, как минимум, должны четко понимать, какое образование и какой опыт вам для этого необходимы. Очевидно, что придется поработать на должности обычного сотрудника, затем, возможно, получить дополнительное образование, заняться саморазвитием, добиться повышения и т.д. Именно этот путь с корректировками и изменениями и является вашим планом развития карьеры.

Наличие подобного «личного» расписания поможет вам не сбиться с пути и четко следовать заданному направлению, а еще – хвалить себя за успехи. 

Если следовать совсем простому алгоритму, то составление плана карьерного роста заключается в трех этапах. Возьмем в качестве аналогии задачку из учебника по математике для четвертого класса. Ваш поезд вышел из точки А и направился в точку Б, куда ему необходимо прибыть ровно через год. С какой скоростью ему следует двигаться, чтобы успеть в место назначения вовремя?

Для того, чтобы решение было верным, необходимо выполнить три действия:

1. Определить точные параметры точки Б – где она, и что вы там хотите найти.

2. Перед выездом из точки А, провести внимательный техосмотр своего «поезда»: оценить, какой опыт, знания, умения, полезные для карьеры контакты у вас уже есть. Это будет своеобразным запасом топлива.

3. Учитывая количество и качества топлива, определить:

  •  какие остановки и когда целесообразно делать (это будут точки сверки правильности маршрута движения «поезда» и следования расписанию);
  •  когда нужно пополнить запасы топлива (какие новые знания/умения, обучение и саморазвитие, дополнительные финансы и время вам понадобятся);
  •  какие попутчики будут вам просто необходимы в пути (люди, которые смогут помочь и окажут поддержку).

Шаг #9 — Формируем привычки

Часто все наши планы так и остаются планами, потому что нет привычки  планировать. Это уже особенность нашего менталитета. Одни не верят в планы потому, что в нашей стране «все непредсказуемо», другие видят в этом ограничение своей свободы.

Изучая механизмы и причины формирования свойств характера, психологи пришли к выводу, что весь комплекс наших ежедневных действий основан на привычках. Какими-то мы обзавелись еще в детстве, другие же приобрели во взрослом возрасте и смутно догадываемся о причинах их происхождения.

Закрепление разных привычек требует разное количество времени – от 21 дня до нескольких месяцев. Все зависит от того, насколько далек желаемый результат от положения дел в самом начале работы над собой.

Как сформировать привычку?

  • В любом деле самое главное – это первый шаг. Если вы хотите сделать свою жизнь лучше, не ждите понедельника – что-то можно сделать прямо сейчас.
  • Легкие и приятные привычки закрепляются легко, трудные требуют много времени и усилий. Поэтому постарайтесь связывать процесс формирования привычки с приятными эмоциями.
  • Не перестарайтесь. В первые три дня новый образ жизни может показаться легким и приятным, что может привести к передозировке. «Я думал, что это трудно, а это так здорово! Я все могу! Еще 20 кругов по стадиону, и я стану практически идеален!» Чтобы не случилось подобного, нужно загадать определенный темп работы и не отклоняться от него, даже если кажется, что вы способны на большее. В общем, лучше месяц понемногу, чем неделю до изнеможения.

Привычки нужно не только формировать, но и учиться понимать, к каким результатам ведет каждая из них. Чтобы «выловить» тайных диверсантов, советуем завести дневник (можно электронный) и писать туда все, что вы делаете. Через месяц вычлените в своих записях наиболее регулярные действия и поразмышляйте – несут они пользу или наоборот, вредят здоровью и снижают работоспособность?

И напоследок хочется напомнить одну важную мысль:

«Только я сам полностью несу ответственность за свою жизнь, и только я сам могу вносить изменения для ее улучшения»

 

Успехов всем в развитии и карьерном росте!

Приходите развиваться  - http://www.profit.co.ua/index.php?id=48


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток