Эмоциональное выгорание персонала

Синдром эмоционального выгорания не случайно является сегодня модной темой — в нем описывается типичный феномен нашего времени. Нужно быть бдительным!

Под эмоциональным выгоранием (burn-out) понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Чаще всего наблюдается у специалистов так называемых помогающих профессий — людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работавших в общественных организациях.

Самое известное описание синдрома дала впоследствии К. Маслах: Эмоциональное выгорание — это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий.

 

Синдром эмоционального выгорания может быть опознан по трем симптомам:

  1. эмоциональное истощение — у работника появляется хроническая усталость, снижается настроение, усиливается подверженность болезням;
  2. деперсонализация/дегуманизация — отношение к коллегам, да и к тем, кто нуждается в помощи, становится негативным, даже циничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое «функционирование» и всячески избегает нагрузок;
  3. переживание собственной несостоятельности — человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований.

 

Под эмоциональным выгоранием понимается затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Истощение — ведущий симптом и основная характеристика эмоционального выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека

Затяжное расстройство создает подавленный эмоциональный фон, на котором специфически воспринимается и все остальное. К пустоте рано или поздно добавляется чувство бессмысленности, которое распространяется на все большее число аспектов жизни.

 

Как возникает истощение? В чем ошибка людей, у которых оно появляется? Как избежать этого?

Главной причиной эмоционального выгорания является отсутствия интереса и мотивации в работе. До тех пор, пока кто-то с радостью и интересом работает над чем-то и может испытывать связанные с этим переживания, он не подвергается опасности выгореть

Из методов предотвращения выгорания важно сказать об расслаблении и отдыхе. Однако работа над планированием отдыха и тайм-менеджмент (планирование времени) будут полезны лишь в том случае, если одновременно с этим и даже до этого ведется работа над экзистенциальными установками и ситуативными позициями. Лишь на этом фоне отдых и расслабление могут иметь продолжительное действие.

 

Самостоятельно ответьте себе на несколько вопросов. Для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть, что-то, в чем я не так охотно готов признаться самому себе? Нравится ли мне то, что я делаю? Мне нравится только результат или также и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Переживаю ли я в нем себя свободно обменивающимся с миром (в потоке, в диалоге)? Хочу ли я посвятить этому делу жизнь — то ли это, ради чего я живу?

Некоторые рекомендации руководителям. Как отследить эмоциональное выгорание у своих сотрудников и что с этим делать?

  • не забывайте о том, что Ваши сотрудники тоже люди, у них есть свои эмоции, свои переживания, и им, как и всем необходим отдых. Если есть возможность — выделите комнату для Вашего персонала, где бы Ваши сотрудники могли расслабиться на мягком диване, попить горячий кофе. Небольшой отдых пусть даже в 15 минут может оказаться очень эффективным (за это время восстанавливается работоспособность). Плюс к этому ничто так не сплочает коллектив, как совместный отдых.
  • организуйте встречу Ваших сотрудников с психологами-тренерами, которые научат их управлению своими эмоциями, управлению функциональным состоянием, релаксации. Деньги, потраченные на такого специалиста, окупятся очень быстро.
  • постарайтесь разрешать конфликты между Вашими сотрудниками сразу после их возникновения (конфликты между сотрудниками, неудовлетворенность профессиональным окружением часто являются причиной эмоционального выгорания)
  • не забывайте про премии для Ваших сотрудников. Предположение — если человек достаточно получает, у него не может возникнуть неудовлетворенности от работы — неверно. Точно так же, как и то, что заработная плата не является мотивацией к работе (исключение — первые два месяца работы сотрудника, в этот период заработная плата действительно является мотивирующим фактором). А вот премии — хороший источник мотивации и ресурса для избегания возникновения эмоционального выгорания.
  • если Вы видите, что один из Ваших сотрудников выгорает (в особенности, если это незаменимый сотрудник) — дайте ему небольшой отгул. Эффективность его работы, после небольшого отдыха, окупится очень быстро. Следует помнить, что находясь в подавленном состоянии, люди понимают, что необходимо что-то поменять, чтобы все вернулось на круги своя — и люди меняю работу (т.к. профессиональную сферу своей жизни легче всего поменять)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Готельно-ресторанний бізнес, туризм, HoReCa Лідерство, тімбілдинг