Организация работы фитнес-клуба: различия между стратегией и тактикой

Организация работы фитнес-клуба: различия между стратегией и тактикой

Открытие фитнес-клуба и дальнейшее функционирование уже устоявшегося предприятия требует определенных мероприятий.

Не потеряться в хаосе идей поможет разработка стратегии заведения и планомерное выполнение тактических действий. Что скрывается за этими понятиями в индустрии красоты и здоровья, чем они отличаются, попытаемся разобраться вместе с экспертами, методистами Школы управления «Академии Фитнеса — Украина», которые регулярно проводят практические семинары.

Определение стратегии и тактики

Вначале конкретизируем, что подразумевается под этими понятиями. «Когда речь идет о тактике и стратегии, то эти понятия для меня нужно не сравнивать, а осознать, что одно вытекает из другого», — говорит бизнес-консультант и методист Школы управления Надежда Хохлова. Она добавляет: «К примеру, у вас есть фитнес-клуб и вашей стратегией может быть создание сети, ее продажа и извлечение максимальной прибыли после этой сделки. Далее вы занимаетесь построением стратегического плана, оцифровывая свою стратегическую цель. К 2029 году у вас уже 30 клубов в таких-то странах или городах, их стоимость такая-то, предполагаемые покупатели такие-то. План отличный, но какие шаги вы будете предпринимать для достижения цели все десять лет? Тут необходимо тактическое планирование, то есть определение конкретных шагов, которые вы будете предпринимать, например, в 2019 году. И не забывайте — эти шаги обязательно соотносятся с вашим стратегическим планом и целью».

Важность разработки общей концепции и конкретных шагов подчеркивает бизнес-тренер Школы управления Влад Вавилов: «Стратегия — это общее видение с общими инструментами, тогда как тактика — это конкретные инструменты. На многих предприятиях не используют стратегию, нет плана действия и не определены желаемые цифры. Такое отношение напрямую влияет на рентабельность фитнес-клуба. 

С помощью каких инструментов вы достигнете плана продаж клубных карт в этом месяце? Как привлечь клиентов? Знаете? Это уже хорошо. А что с исполнением? А что с анализом, как работают эти инструменты? Успешна ли данная стратегия? Обычно в этой индустрии в стратегии указывают позиционирование клуба и инструменты выполнения планов продаж и продления. Для обсуждения тактики проводят стратегические сессии с персоналом. Это довольно сложный процесс, но он необходим, потому что зачастую персонал клуба довольно сильно разрознен. У каждого есть свои личные цели, но нет общей идеи. И на вопросы «почему и зачем я работаю в этом фитнес-клубе» каждый сотрудник отвечает по-своему».

Объять необъятное, или как научиться распределять задачи

Определив стратегию развития, избрав тактические инструменты, наивно надеяться, что все сразу пойдет по четкому плану. Даже если организационная структура фитнес-клуба идеально отточена, многие руководители спотыкаются на двух моментах:

  1.   Донесение информации до подчиненных.
  2.   Постановка слишком емких задач.

На этом акцентирует внимание Влад Вавилов: «Стратегия подразумевает движение по одной канве и последовательное достижение цели. Когда вы говорите сотрудникам: «Нам нужен один миллион в этом месяце», — всем становится дурно. Но если разбить его на четыре недели, уже будет легче. Это называется декомпозицией проблемы — когда вы делите цифру.

Если мы говорим о стратегии работы клуба, то для фитнес-тренеров она часто не имеет большого значения. Все зависит от директора, который должен регулярно проводить стратегические сессии и доносить до сотрудников информацию о том, к чему стремится клуб. Как бы странно это ни звучало, но многократное повторение работает. Важно, чтобы все верили в то, куда движется клуб».

Эксперт также отмечает, что общий план должен содержать расписанную на полгода маркетинговую стратегию. При этом необходимо отслеживать, насколько эффективны проводимые мероприятия.

Если план не работает

Фитнес как бизнес не может быть заключен в принятые вами рамки. Если стратегия не работает, то следует обратить внимание на инструменты, которые выбраны для реализации проекта. Возможно, было проведено недостаточно маркетинговых исследований или ваши проекты стали менее актуальны в сегодняшней ситуации. В любом случае это не приговор, а повод внести коррективы.

Не опускать руки советует Надежда: «Мы живем в мире, в котором все очень быстро меняется: методы управления, планирования, технологии. Соответственно, стратегическое планирование тоже становится гибким. На каждом участке получается конкретный продукт. А фитнес-клуб для меня как раз является переплетением продуктов.

Моя любимая фраза, подслушанная на одном семинаре у гуру стратегического планирования, звучит так: «Стратегия — это цель. Тактика — это то, какими будут шаги к цели. Но если цель поставлена неверно, то верные шаги только ускорят крах компании».

Есть отличный пример: в течение десяти лет существования компании наемные управленцы развивали свою стратегию и радовались победам. Собственника все устраивало. По прошествию этих лет что-то в сознании владельца изменилось, он решил, что компания идет не тем путем. В общем-то, это нормально — все меняется, приоритеты тоже. Главное, чтобы собственник с менеджментом установили единую систему желаний».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Спорт, здоров'я Тренінги для тренерів