HR как гроссмейстер: 7 ходов для переговоров с руководителем

Почему не всегда удается доказать партнеру по переговорам необходимость важных решений? Как выбрать нужную тактику, найти аргументы, убедить визави? Опытом поделился эксперт по переговорам, руководитель направления консалтинга.

1. Поставьте себя на место руководителя

Чтобы добиться успеха в переговорах, первое, что нужно сделать – отрешиться от своих задач, поставить себя на место другой стороны, попытаться понять цели и ценности этого человека в компании. Посмотреть на ситуацию исключительно с его точки зрения. Тогда становится понятно, что для многих руководителей все эти HR-инициативы – пустая трата денег. Многие из них уверены, что можно стукнуть кулаком – и все, как в старые добрые времена, побегут работать. А HR-менеджеры вместо этого разбаловали людей и пытаются их задобрить. Да, многим руководителям до сих пор приходится объяснять, что рабовладельческий строй остался в прошлом. Можно, например, спросить: сильно ли им самим хочется работать, когда кулаком по столу гремят акционеры? Скорее всего, не очень. Когда руководитель это осознает, легче будет объяснить, что и сотрудников нужно не запугивать, и искать вместо этого другие стимулы.

2. Подготовьте несколько сценариев развития событий

Еще одна ошибка, которую часто совершают профильные специалисты, в том числе и HR-менеджеры – надежда на то, что руководитель сразу утвердит единственный план. На самом деле почти никто не утверждает единственный план. Если прийти к руководителю и сказать: «Вот бюджет на следующий год, просто подпишите» – каковы шансы, что он это сделает? Призрачные. И не потому, что HR плохо подготовился. А потому, что у каждого руководителя, человека с мотивом власти, есть внутренняя потребность что-то решать, обсуждать, контролировать. И если HR просто придумал некий идеальный план и ждет подтверждения – то есть все решил сам, то руководитель будет сопротивляться. Нужно готовить несколько вариантов, предлагать и оставлять право окончательного решения за человеком, который отвечает за компанию. Тогда больше шансов, что один из вариантов будет утвержден

3. Просчитайте возврат на инвестиции

Отлично, если HR понимает, каким образом происходит возврат на инвестиции. Как деньги, которые будут вложены в развитие сотрудников, помогут достижению целей компании, какой рост производительности принесет тот или иной инструмент. Например, найм новых людей, исследование удовлетворенности сотрудников, увеличение фонда оплаты труда – каким бы ни было решение, важна его связь с результатами работы компании.

4. Найдите веские аргументы и грамотно их разыграйте

Важно уметь подкрепить планы и предложения аргументами, обязательно – с учетом особенностей партнера по переговорам.

Если у вас благодушно настроенный собеседник, переговоры можно начинать с самого значительного аргумента, потому что затем обычно следует согласие, и переговоры заканчиваются. Например: «Количество заказов растет, и чтобы не терять их, нам нужно нанять пять новых сотрудников» – «Договорились». Это нечасто, но все-таки бывает.

А вот если собеседник настроен не благодушно, готовится к длительным переговорам, то нужно подготовить много уступок, и выкладывать аргументы постепенно, наращивая их силу. Если сразу отдать все козыри, потом будет нечем крыть. Например, «Мы наймем новичков, но из числа студентов, и найдем мотивированных менторов среди сотрудников, которые готовы будут обучить их без доплаты».

При этом важно, чтобы все аргументы, которые вы используете, были понятны не только вам, но и второй стороне.

5. Работайте со смыслами

В ближайшее время у HR-ов будет очень важная роль в общении с руководителями и владельцами компаний. Классические инструменты менеджмента постепенно теряют актуальность – например, такие, как организация и планирование. Люди все чаще самоорганизовываются, планы строятся, но слишком быстро меняются, и пр. Зачастую люди ждут от руководителя одного: чтобы он дал им смысл, основание ходить на эту работу. И очень здорово, если HR-ы (тем более, многие владеют навыками коучинга) помогут руководителям создать, формализовать и донести до сотрудников эти смыслы. Особенно в работе с новым поколением, для которого уже не работает влияние зарплатой, потому что эти люди максимально гибкие и независимые – умеют находить другие средства заработка на фрилансе или в собственных проектах. Трудовые династии создаются все реже, карьерная перспектива все размытее – люди легко меняют компании, и даже границы давно не помеха. Так что, кроме как смыслом, людей больше нечем удержать.

Отличный пример работы со смыслами – история о компании «Боинг», когда уборщица задела шваброй одного из представителей высокой комиссии, в числе которых был и вице-президент США. На вопрос «Что вы здесь делаете?» женщина с гордостью ответила: «Мы здесь делаем самолеты». В одной из компаний, с которыми работаю я, ребята не просто производят масла для промышленных предприятий – они верят, что помогают развитию промышленного сектора. IT-специалисты создают решения, которые меняют целые отрасли.

6. Изучите разные стили переговоров

Полезно владеть как минимум тремя стилями и применять их в зависимости от ситуации и особенностей поведения оппонента.

Первый стиль – жесткий, который строится на эмоциональном давлении, требованиях и угрозах. Я его не очень люблю и не считаю, что стоит его применять, но владеть все-таки нужно, иногда он бывает полезен. Например, если важно отрезвить человека. Скажем, руководитель настроен отменить все бонусы рабочим завода, а если нужно – то и не платить им зарплату в месяцы, когда завод приносит мало прибыли. Он мыслит как предприниматель, но люди так не мыслят. И если HR не объяснит опасность такого решения – судебные иски, штрафы, увольнения, это может привести к большим проблемам, вместо того чтобы найти более конструктивный выход из ситуации.

Второй стиль – уступающий, может пригодиться при работе с властным человеком. Если таким людям угрожать, переговоры обычно заканчиваются решением из области «Так не достанься же ты никому». Поэтому порой важно уметь соглашаться, и при этом удерживать свою позицию.

Третий стиль – цифровой, помогает отстоять свою позицию с помощью фактов.

Обычно HR-ы работают со вторым стилем. Но эффективнее их комбинировать.

7. Используйте второй шанс

Конечно, не все переговоры заканчиваются желаемым результатом. Тогда можно искать способ их возобновить. Из некорректных можно отметить такой «запрещенный прием». Например, если другая сторона после встречи не отправила резюме, перечень договоренностей – можно отправить свой вариант договоренностей, которые не совпадают с тем, о чем говорили на встрече. Это будет поводом для того, чтобы вернуться к разговору или выиграть время. Повторюсь, это некорректно, здесь есть много рисков и негативных последствий – но мы живем в реальном мире, и некорректные подходы тоже нужно знать, как минимум потому, что их может использовать другая сторона.

Из корректных приемов можно использовать появление новых вводных, которые меняют ситуацию и о которых не было известно ранее. Это тоже повод вернуться за стол переговоров, чтобы принять решение уже с учетом новой информации. Может быть эффективным предложение уступок – можно отправить другой стороне перечень шагов, на которые вы готовы пойти, и попросить что-то взамен.

Информация взята с сайта: https://prohr.rabota.ua


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI