Как сломать клиента: типичные ошибки тренера на занятиях, которые приводят к травмам

Как сломать клиента: типичные ошибки тренера на занятиях, которые приводят к травмам

Люди приходят на тренировки в тренажерном зале, чтобы зарядиться, снять стресс, укрепить здоровье и, конечно, улучшить эстетические показатели.

К сожалению, никто в жизни не застрахован от травм, тем более не является исключением спортивная площадка. Как избежать проблем, кто несет ответственность за подобные неприятности, мы и попробуем разобраться. Помогут в этом рекомендации методистов «Академии Фитнеса — Украина», практикующих и компетентных инструкторов Ольги Смелковой и Ивана Балана.

Ольга о формате класса и безопасности

Инструктор групповых программ Ольга Смелкова рекомендует не забывать о формате класса и отталкиваться в подготовке к занятиям именно от их направленности.

Вначале разберемся с форматами. Бывают:

  • кардио-классы, где клиенты больше работают над жиросжиганием, функционированием сердечной мышцы;
  • классы силового формата, где больше прорабатываются основные мышечные группы тела;
  • форматы танцевальные, где разучивается хореография;
  • классы «гибкая сила», где вы работаете на вытяжение мышц, на стабилизацию позвоночника.

Занятия с тренером должны начинаться с правильной разминки. Травмы случаются именно тогда, когда инструктор уделяет этому мало времени.

Ольга подчеркивает, что в каждом формате есть специальная разминка, направленная на конкретный вид: «Например, в аэробике это должны быть простые базовые шаги с хорошей амплитудой. Тогда мы можем говорить о безопасности и разогреве как всего тела, так и стоп, колен, мышц ног.

Если взять разминку по тай-бо, то это должны быть специфические удары, непосредственно касающиеся самого формата. Если брать функциональный тренинг, то это должна быть общая разминка на суставы, связки, кисти, стопы и, конечно же, на все мышцы.

Зачастую травмы бывают и на стретчинге, если тренер не соблюдает условия безопасности данного класса. К примеру, дает сложные элементы, которые больше связаны с йогой либо акробатикой. Тогда, естественно, клиент, не имеющий достаточной физической подготовки, будет травмироваться. Прежде всего, это будут травмы спины, колен, шейного отдела».

«Если не брать специфические направления, — продолжает Ольга, — то разминка практически у всех стандартная. Она включает в себя 5–7 минут базовых простых упражнений, энергозатратных, с хорошей амплитудой, техникой, чтобы человек почувствовал, что он полностью разогрелся».

5 типичных ошибок от Ивана и как их устранить?

Реабилитолог, психолог Иван Балан, опираясь на опыт работы и знания, выделяет следующие ошибки.

Первая: ошибка коммуникации и оценки состояния клиента

От квалификации тренера зависит, насколько максимально понятно он может донести ту или иную информацию клиенту. Инструктор, прежде всего, должен запомнить, что психоэмоциональная составляющая пришедшего человека полностью зависит от него. Тренер должен наблюдать, в каком состоянии на данный момент пребывает его клиент, уметь правильно сглаживать острые углы, обходить неприятные ситуации. И главное — даже если они знакомы 10, 15, 20 лет, на каждом занятии необходимо давать понятные, четкие установки.

Вторая: ошибка регламента

Как групповые занятия фитнесом, так и индивидуальные классы подразумевают регламент тренировки. Занятия должны состоять из разминки, фазы тренировки и заминки.

На разминке тренер максимально «прогревает» все суставы клиента. Чтобы правильно выполнить эти упражнения, у тренера должны быть соответствующие знания и навыки.

Дальше идет фаза тренировки. Нужно чувствовать, когда закончить тренировку, четко ловить этот момент. Человек должен уходить полностью удовлетворенным, но немножко голодным. Очень важно, чтобы человек хотел еще тренироваться, чтобы он не перенасытился занятиями.

Третья: неправильное эмоциональное состояние тренера, или правило целого/разбитого зеркала

Что значит целое или разбитое зеркало? Мы должны помнить, что клиент всегда отражает состояние или ту эмоцию, которую задает ему тренер. От поведения последнего будет непосредственно зависеть и поведение самого занимающегося, его настрой на тренировку, общительность, вежливость. Как в зеркале, в клиенте видно состояние инструктора — веселое, счастливое, радостное или агрессивное, с трещинами и непониманием.

Тренер не должен быть самоуверенным — он все знает, лучше всех во всем разбирается. Он должен четко слышать и понимать, чего хочет человек, и уже после этого выстраивать занятия, давая позитивный заряд и нужные упражнения.

Четвертая: проблемы спины

Что значит проблемы спины? Часто занятия в тренажерном зале начинаются так: тренер, объясняя какое-то упражнение, поворачивается спиной к своему клиенту. Это серьезная ошибка психологического плана, так как каждый человек чувствует неуважение. При этом инструктор начинает говорить что-то, забывая, что клиент не видит выражения его лица. Мы ведь не только общаемся с помощью слов, но и считываем информацию с мимики. Не видим лица — уже чувствуем себя неудобно, неуютно, далее дискомфортное состояние только усугубляется. Это тоже может привести к серьезным травмам, так как человек теряет уверенность. А в момент, когда он не чувствует себя уверенно, может при выполнении того или иного упражнения просто не концентрироваться на нем и допустить ошибку.

Пятая: работа с «эго»

Серьезнейшая ошибка тренера думать: «Я все знаю, все умею, мне ничего больше изучать не нужно. Вообще, все ученые в мире, которые сейчас работают над какими-то новейшими нововведениями в спортивную жизнь, они вообще ничего не знают. Вот Я (!) знаю лучше всех».

Это говорит только о недостаточной квалификации самого тренера. Инструктор должен постоянно учиться, развиваться, двигаться. И принимать — принимать информацию, принимать критику. Чем больше критикуют, тем лучше, потому что приходит больше информации о том, на что нужно обратить внимание, какие качества улучшить, в каком направлении дальше развиваться. Если нет критики или человек не воспринимает ее, то он останавливается в развитии, перестает работать, двигаться, и это путь в никуда, первый шаг к деградации. Поэтому тренеру следует уделить внимание своему саморазвитию, а повышение знаний позволит уменьшить ошибки на тренировках и, как следствие, сведет травматические ситуации на нет.

Кто виноват: тренер, клиент — или одна вина на двоих?

Искать виноватых после свершившегося нужно, но этот путь не эффективен. Каждый фитнес-клуб старается избегать травматических ситуаций на своих площадках, но необходимо уяснить, только ли на тренере лежит вина или клиенты также «соучастники». Как в любой работе с людьми, тут нет простых ситуаций. Иван Балан подчеркивает: «Тренер должен понимать, осознавать и принимать факт, что клиент всегда прав. Что бы ни происходило на тренировке, клиент всегда прав».

Но если занимающийся проявляет излишнюю инициативу, может ли на это повлиять инструктор? Не всегда. О чем и говорит Ольга Смелкова: «Часто ответственность разделяется между тренером и клиентом. Зачастую человек не оценивает свои возможности и берет, например, неподходящий для него вес на силовых занятиях. В результате — быстрое переутомление, потеря техники выполнения упражнения и травматичность.

Либо клиент не рассчитывает свои силы и идет на три достаточно интенсивных и нагрузочных занятия подряд. Соответственно, за один день он получает максимум нагрузки и затем не приходит неделю, так как не может восстановиться от мышечной боли, от того, что организм просто перетренировался».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Спорт, здоров'я Тренінги для тренерів