Что делать, если подчиненные ведут себя с руководителем как несносные подростки

Новый разбор реальной конфликтной ситуации на рабочем месте.

Ситуация, когда подчиненные возлагают на руководителя детские ожидания и требования не так редка, как может показаться. Спутанность социальных ролей - одна из распространенных  причин конфликтов в коллективах. Легко сказать: займите взрослую позицию и обращайтесь с подчиненными как со взрослыми. На практике этот совет срабатывает не очень хорошо, так как вмешиваются глубинные психические процессы. Если их игнорировать, рано или поздно напряжение прорвется эмоциональным взрывом или неожиданным разрушительным поступком.

Давайте разберем реальный конфликт, возникший из-за спутанности ролей. Вопрос был задан на одном из открытых ресурсов. Стилистика автора сохранена. 

"На работе я занимаю управленческую должность и в начале своей деятельности замечала, что подчинённые относятся ко мне как к матери, ждут чего-то постоянно и, если я их разочаровываю, устраивают истерики и различные манипуляции, очень похожие на подростковое поведение. Самое ужасное, что я реагирую на все это и сама варюсь в этом кошмаре, а потом чувствую себя виноватой, что разочаровала этих людей.

Моя мать всегда говорила что я плохой родитель и я боялась ей противостоять. Она захватила власть над моим ребёнком, я даже боялась ему говорить что-либо. Эта ситуация перенеслась на работу. Я стала бояться своего руководителя и боялась делать замечания своим подчинённым, поэтому попала в эту ловушку.

Сейчас у меня чувство, что я как бы на пороге освобождения и взросления стою. Я стала пресекать попытки своей матери захватить власть над моим сыном, а со свои директором стала общаться на равных и сразу стали появляться новые сотрудники, а старые уволились.

Подскажите может есть способ не играть в эти игры, а профессионально выполнять свою работу."


Ответ: 

На руководителя в традиционных организациях всегда бессознательно проецируется Супер-Эго подчинённых. Простыми словами, к начальнику они неосознаваемо относятся как к отцу или матери и соответственно ведут себя, демонстрируют неадекватные рабочей обстановке ожидания.

Бессознательные проекции ожиданий и ролей в социальных ситуациях и групповых процессах всегда взаимны. Для выхода из них достаточно обладать навыком саморефлексии. Этот навык приобретается как упорной самостоятельной работой, так и благодаря работе с психологом. Способный к саморефлексии, обладающий зрелой психикой руководитель работает намного эффективнее и создаёт более здоровые организационные структуры.

Обязательная задача руководителя состоит в том, чтобы выводить своих подчиненных на территорию позитивных эмоций, ведь разбалансирующие стрессовые воздействия - неотъемлемая часть рабочей среды организации. Эмоциальное состояние руководителя и действия, которые он предпринимает из этого состояния, оказывают прямое влияние на эмоциональный дух и мотивацию сотрудников, всегда ищущих признания и испытывающих потребность в принадлежности. 

Некоторые руководители нарочно эксплуатируют роль родителя, подчёркивая семейственность организации. Другой вариант - четко определить свою профессиональную и руководящую позицию и действовать из нее, не поддаваясь на эмоциональные провокации подчинённых и постоянно возвращая их к рабочей роли и функциям. Это разные эмоциональные стили руководства с разными подходами к мотивации, делегированию, контролю.

Прежде чем управлять другими людьми, важно отделить Родителя от Руководителя в своей голове. А также научиться замечать и нейтрализовать возможную путаницу, когда личные и семейные проблемы влияют на ваши отношения с подчиненными через скрытые бесзознательные механизмы.   

*******

Психологические консультации по вопросам взаимоотношений в трудовом коллективе, личностных затруднений при выполнении профессиональных задач, профессионального выгорания, карьерного самоопределения, определения личной стратегии и тактики поведения со "сложными" коллегами и начальниками и другим, связанным с работой и бизнесом темам, проводит Маркина Татьяна - интегративный психолог, экофасилитатор, бизнес-тренер, специалист по конфликтам и стрессоустойчивости, Член Украинской ассоциации экологичной психологической помощи" (УАЭПП). Автор психотехник быстрых глубинных изменений. Эксперт по работе с конфликтами и обучению навыкам саморегуляции. Опыт консультирования - более 10 лет.

В работе с клиентами обязательным является строгое выполнение требований Этического кодекса психолога, а именно:

  • безусловная конфиденциальность,
  • нераскрытие полученной информации третьим лицам (за исключением случаев непосредственной физической угрозы жизни и здоровью людей), 
  • запрет использования полученной коммерческой информации в личных целях.

Запись на консультации по телефону [відкрити контакти](067) 402-99-60 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Вы можете заказать мои индивидуальные, открытые и корпоративные тренинги по управлению конфликтами ЗДЕСЬ.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI