Спиральная динамика. Развитие организации

Мне бы хотелось раскрыть практический потенциал теории Спиральной динамики для бизнеса вообще, и для управления человеческим ресурсом в частности.

Суть Спиральной динамики

Я не буду рассказывать о том, откуда пошла эта теория, тем более, что в Сети сейчас множество материалов, посвященных теории Грейвза, развитой его учениками и о том, как Маслоу перед смертью сказал: «Ты прав!».

Мне бы хотелось раскрыть практический потенциал теории Спиральной динамики для бизнеса вообще, и для управления человеческим ресурсом в частности.

Итак, создатели теории Спиральной динамики говорят о том, что вся наша жизнь – это развитие по спирали. То есть мы в своем развитии движемся вверх по спирали, при этом не отбрасываем все предыдущие спирали, а вбираем их в себя, накапливая и пробуждая в зависимости от внешних обстоятельств или нашей внутренней потребности. И это не просто проходящие фазы Спиральной динамики в развертывании индивидуальности. Они представляют собой постоянно доступные способности и стратегии адаптации, которые возникли один раз и могут активироваться при соответствующих условиях жизни (например, инстинкты выживания могут активироваться в чрезвычайных ситуациях; способности сотрудничества могут активироваться в близких отношениях между людьми и так далее).

Более того, по словам Бека: “Спираль является беспорядочной, а не симметричной, и состоит из многообразных смесей, а не чистых типов. Они образуют мозаики, сетки и гибриды”. Более того, разные аспекты нашей жизни могут находиться на разных ценностных уровнях. Что есть ценностный уровень? Это наши взгляды, мировоззрение, ценностные Мемы (именно этим определением пользуются авторы) на окружающий мир и соответствующие действия, направленные на удовлетворение нужд – и это далеко не потребности низшего уровня по пирамиде Маслоу.

Изначально, К. Грейвзом были представлены 7 уровней так называемого первого уровня мышления согласно Спиральной динамики, которые были дополнены его учениками, Д.Беком и К.Кованом, еще двумя уровнями мышлением второго порядка – желтым и бирюзовым.

Циклы организации с т.з. Спиральной динамикиБежевый или уровень выживания в Спиральной динамике

На этом первом уровне мы сфокусированы просто на средствах выживания. О чем мы думаем, когда включается это уровень? Это стартап. Когда создатель охвачен идеей и создает компанию. И все действия будут направлены на достижение точки безубыточности. На выживание. Мне бы день простоять да ночь продержаться.
После более или менее успешного выживания в одиночку, создатель начинает думать о том, что надо бы все-таки объединяться с кем-то. Вот тут-то и просыпается фиолетовый Мем.

Фиолетовый уровень в Спиральной динамике

Он связан с нахождением безопасного способа выживания в мире, который кажется непредсказуемым и небезопасным. Когда эта система ценностей превалирует, мы формируем более закрытые группы внутри своей культуры или компании. Кого наймет наш руководитель «успешно-развивающего стартапа»? Правильно, тех, кому доверяет, потому что выживать одному – тяжело. А приглашать кого-то со стороны – страшно – вдруг уведут идею и клиентов? Именно на этом уровне развития компании приглашаются родственники, друзья, сватья, кумы и проч. Они связаны больше, чем построением успешного бизнеса. Они связаны кровью. Мы с тобой одной крови, как сказал бы Маугли. Что происходит внутри такой компании? Люди этого уровня мышления полны традиций, мистики и привычек. Они зависят от кланов и семей. Они будут консультироваться с картами Таро или хиромантами, назначать деловые встречи согласно астрологическому календарю. Не приветствуется подвергать сомнениям мнения авторитета – вас сразу выбросят из клана, а остаться одному – это самое страшное, что может случиться с сотрудником такой компании. Как правило, в компаниях такого типа формируется образ и культ духовного вождя, который всех собрал и объединил. Ведь выживать вместе гораздо спокойнее.

Красный уровень в Спиральной динамике

И вот в духе фиолетового уровня случилось чудо: компания вышла на более или менее стабильные положительные показатели. Что происходит с ней дальше? Правильно, она начинает пробовать на зуб своих конкурентов. Она начинает требовать свое и пытаться «отжать» рынок. Что появляется в мышлении сотрудников? Жажда наживы. Власти. Активность, не свойственная фиолетовым (в кулуарах «фирмы» начинаются разговоры о том, что раньше было хорошо, а вот сейчас…) Именно в период «красноты» компания зарабатывает больше всего денег, она становится известной рынку, другое дело, каким образом это достигается! В этот период сотрудники забывают о щепетильности, они живут ради мгновенного удовольствия. Чувства вины они не испытывают, стремясь к власти над другими. Что происходит внутри компании? Конкуренция. Жесткие подковерные игры. Манипуляции, как внутренними, так и внешними клиентами, за счет этого наша компания превращается в империю (и у каждого своего понимания империй: от сети магазинов в одном городе до международного конгломерата)!

Синий уровень в Спиральной динамике

А собственник понимает, что этой махиной каким-то образом необходимо управлять. Вот тут-то и просыпается синий уровень. Уровень дисциплины и закона, поиска внутрикорпоративного порядка. Вот тут в компанию приглашаются консультанты для создания стандартов обслуживания, бережливого производства, алгоритмов продаж и т.д. По некоторым данным подавляющее большинство компаний и людей в нашей стране находятся на синем уровне. Да и РФ выходит на синий уровень после красных 90-х… Стоит сказать, что стиль синего мышления абсолютистский, то есть для него существует только одна правда, и мир может быть достигнут, если все подчинятся этой правде. Что является главным внутри компании на синем уровне? Правила и закон, созданный службами по созданию закона. Четкая иерархия. Подчинение собственных интересов интересам Компании!

Оранжевый уровень в Спиральной динамике

Наша империя вобрала в себя лучших и преданных Идее ключевых сотрудников, умеет зарабатывать деньги и научилась создавать и подчиняться правилам. Что происходит дальше? А дальше начинается путь к успеху. Просыпается оранжевый уровень эффективности, прогресса. На данном уровне наша компания по-настоящему становится предпринимательской. Мы учимся видеть новые возможности и достигать их. Мы начинаем видеть всю жизнь в разрезе результата. Мы умеем быть первыми и эффективными. Какой станет компания изнутри? Сотрудники становятся индивидуалистами. Они стремятся быть первыми, они ориентированы на личный успех и карьеру, которые понимаются, прежде всего, как получение материальных благ. Управлять оранжевыми сотрудниками становится сложнее, и делать это может только руководитель и компания более высшего порядка.

Зеленый уровень в Спиральной динамике

Зеленая компания. Это следующий шаг в развитии по спирали. Это уровень ценностей. Это настоящая аутентичность компании. Именно здесь рождается ее миссия. Нет, не та, что напечатана в конференц-зале или на фирменных буклетах. А осознается та самая, ради которой наша компания и существует. Наконец появляется тот ценностный стержень, вокруг которого вращается и которому подчиняется все, чего наша компания добилась, и ради чего будет жить дальше. Человек (руководитель или сотрудник) становится социоцентрированным, ищущим мира со своим, внутренним Я и другими людьми. Обновленная духовность, гармония, обогащение потенциальных возможностей каждого человека, равенство и социальное принятие являются ключевыми ценностями наравне с самореализацией. Однако зачастую по-настоящему зеленый уровень путают с фиолетовым. Или еще хуже, выдают социально-желательные псевдоценности, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле. Природа человека такова – это факт. Авторы теории говорят о том, что невозможно сразу впрыгнуть в зеленый уровень. Все происходит пошагово и постепенно.

Каким образом обстоят дела внутри зеленой компании? Здесь царит противостояние иерархии и структуре. Идет процесс на установление горизонтальных связей. Проектность и групповое взаимодействие. Вот тут появляется слова «единомышленник» и «команда», основной акцент которых на диалоге и взаимоотношениях. Решения принимаются путем соглашения и достижения общего мнения. Самым ярким примером зеленой компании, безусловно, считается Google. Но не стоит забывать о том, что «мы» для такой компании главенствующее, а это значит, что существует некое противостояние между нашим и вашими. Вспомните, Гринпис: защищать права животных – ценность для них, но тем, у кого в ценностях пушистый мех на плечах- не поздоровится.

Зеленым уровнем заканчивается виток спирали так называемого первопорядкового уровня мышления, характерной особенностью которого является сфокусированность на собственном уровне, достижения которого воспринимаются нами приоритетно. Другие же уровни (ниже или выше) мы видим, при этом игнорируем или осуждаем.

Уровни второго порядка в Спиральной динамике

На уровнях второго порядка желтом, бирюзовом сам лидер и сотрудники такой компании обладают системным мышлением, стараются найти баланс между своими желаниями и потребностями других людей. Знания и опыт является для них ключевыми. Они будут искать возможность учиться в любом месте. Как правило, они образованы и эрудированны. Они гармонично ощущают себя с разными людьми, но при этом они совершенно независимы от них эмоционально и не нуждаются в оценках, так как самодостаточны. Они способны смотреть на вещи с разных перспектив и точек зрения и в силу этого могут разрешить любой конфликт и противоречия предыдущих уровней. Если говорить простым языком, они способны опускаться и подниматься на любой уровень первопорядкового мышления, применяя наилучший подход в конкретный момент.

Важно осознать, какой уровень у меня и моей компании является приоритетным сейчас, и куда мы сможем двигаться, а Спиральная динамика помогает сверить компас с часами перед началом движения.

Безусловно, можно остаться и наслаждаться тем, что есть сейчас, главное не стать заложником того уровня, что является приоритетным, а расширять свои возможности и инструментарий в сложном и постоянно меняющимся мире.

Информация взята с сайта: https://blog.iteam.ru


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI