Психологическая помощь. Ода автоматическим навыкам выживания

Поведение человека определяется его предыдущим опытом. Опыт хранится в долговременной памяти. В случае экстремальной ситуации опыт уже должен там быть, причем опыт, заложенный в спокойном, рассудительном состоянии,

Психологическая помощь. Ода автоматическим навыкам выживания при пожарной тревоге. Потенциальная подготовка

Вступление.

Психологическая помощь может быть разделена, в общем виде , на три этапа:

Этап 1. Потенциальная Подготовка( когда событие еще не произошло и неизвестно, произойдет ли).
Этап 2.Первая Психологическая помощь непосредственно во время события или сразу же после его окончания.
Этап 3.Психологическая Помощь как психосоциальная коррекция последствий травмирующих событий ( после окончания события).

Декабрь 2019 года внес свои коррективы в состояние одесситов. 4 декабря на Троицкой опять разделило историю Одессы на до и после и это надо принять. Принять то, что огнетушитель стал новогодним подарком и на Новый год, а детям Дед Мороз  рассказывает теперь о правилах пожарной безопасности. Волна психологических изменений отразилась на всех жителях города.  Мы – Инициативная группа ТрехУровневого Обучения- уже знаем первые результаты негативного изменения состояния населения.
Наша Инициативная группа уже пятый год на волонтерской основе проводит обучение населения как приемам Первой Психологической помощи так и более сложным способам работы с последствиями травмирующих событий. Сразу же после пожара к нам обратились психологи, как работавшие на Троицкой , так и школьные психологи, которые уже встретили последствия пожара и влияние пожара на жителей города, школьников и их родителей , в частности.

Первый результат: психологи, участвовавшие в ликвидации последствий пожара нуждаются в практических знаниях по работе с самими собой после работы с пострадавшими. 

Второй результат: школьные психологи уже столкнулись с распространением паники среди подростков сразу после пожара- множественные случаи, когда дети боялись зайти в школы после пожара, так как смерть сверстников заставила их осознать, что и они смертны и это может произойти внезапно и никто ни от чего не застрахован.
Кроме этого, сразу после пожара стали организовываться и  срочно проводиться учебные тревоги в некоторых  школах, во время которых происходят  несколько абсолютно недопустимых событий.

Событие номер раз: учитель собирает детей и говорит:» Там внизу есть дверь, потом сходите и посмотрите, у меня есть ключ, в случае пожара я ее открою . Вот и все, домой». Практическая тренировка отсутствует вообще.
Событие номер два: Детей гонят на выход, типа по пожарной тревоге,  учителя продолжают пить чай в учительской, в пожарной тревоге участия не принимают, не царское это дело. Событие номер три : тревогу объявляют внезапно и не говорят, что она учебная. По окончании дети в истерике. Событие четыре : практически, при проведении таких скороспелых тревог  нигде нет продуманного плана эвакуации класса за классом, так, чтобы не создавались пробки при выходе.
Теперь начнем говорить об Первом этапе Потенциальная Подготовка.
Самый важный урок ! Обратите ВНИМАНИЕ !!!!
Психологическая помощь – это помощь человеку справляться с психологическим состоянием, которое у него возникает в момент катастрофы и способно полностью дезориентировать человека и лишить его возможности выжить.
Психологическая помощь начинается не в момент катастрофы\аварии и не после нее !!
Психологическая помощь начинается задолго до события, хотя при этом неизвестно, будет ли событие, но тренировка обязательна до события !
Может это событие вообще не произойдет, но навык, причем , доведенный  до автоматизма,  должен быть. Для доведения навыка до автоматизма важна стабильность проведения тренировок и  повторяемость тренировок. Тренировки продуманного и просчитанного поведения в экстремальной ситуации.
Зачем Нужно тщательно тренироваться  до начала потенциально возможно травмирующего события ? Напоминаю, дело в нашем устройстве, дело в нашей памяти, в ее структуре.
Поведение человека определяется его предыдущим опытом. Опыт хранится в долговременной памяти. В случае экстремальной ситуации опыт уже должен там быть , причем опыт, созданный не в экстремальной ситуации и сопряженный с негативными эмоциями, а опыт, заложенный в спокойном, рассудительном состоянии, который будет при использовании поднимать именно их, спокойные стабильные эмоции.

Должен быть опыт сохранения себя в спокойном состоянии + опыт поведения в экстремальной ситуации. Иначе ситуация может закончится катастрофически, так как нет опыта поведения для выживания. Спокойное состояние – это такое состояние, которое обеспечивает функционирование коры головного мозга .  Кора головного мозга обеспечивает анализ ситуации, поиск подходящих случаев из имеющегося и их комбинации для выработки стратегии поведения. Но, увы, для не тренированного человека состояние стресса и опасности означает вступление миндалевидного тела, которое обеспечивает инстинктивные реакции Замри, Бейся, Беги и которому высшие разделы коры сразу передают функции, если нашли опасность.

Должен быть навык сохранения функционирования разделов коры несмотря на опасность – те самые спокойные , стабильные эмоции, при которых навык закладывался во время учебы.
Это означает, что тренировка обязана начинаться и продолжаться в спокойное и безопасное время, нарабатываться до автоматизма. Почему? Потому, что в ситуации катастрофы вступает миндалевидное тело, которое обеспечивает инстинктивные реакции Замри, Бейся, Беги.
Поэтому нужна дисциплина в обучении автоматическим навыкам. Да , такое вот забытое слово «дисциплина» , которого не хватает  нашему обществу, которое много лет прожило в иллюзии, что все можно не делать, что само рассосется, что троечники управляют миром, что можно жить сегодняшним днем, что можно заплатить за экзамены и потом общество таких «специалистов» сможет выжить: лечиться, учиться, советоваться со специалистами, которые не учились, а «проплатили» экзамены, не имеют необходимых навыков, а выжить почему-то хотят.
Поэтому обучение населения поведению во время катастроф, пожаров, терактов и прочего должна проходить постоянно-периодично, продуманно, в спокойной обстановке, должны быть задействованы все!!! ВСЕ!! Кто находится в здании, вне зависимости от чинов, званий и занятости, ОБЯЗАНЫ иметь свое место по пожарной тревоге,  иметь свои четкие обязанности и уметь их выполнять на уровне автоматизма. Более того, навыки, заложенные в спокойно-стабильной обстановке обусловлены со спокойными эмоциями работы коры и начало их исполнения в критической ситуации повлечет за собой включение работы коры и не даст вовлекаться миндалевидному телу, что обеспечит более продуманное и гибкое поведение  в дополнение к автоматическим навыкам.

Навыки Психолога.Психолог также обязан тренировать себя в оказании первой психологической помощи и помощи себе после оказания психологической помощи пострадавшим ( Вторичный Травматический Стресс). Какими бы профессиональными не были навыки психолога в том направлении, в котором он работает, приемы Первой Психологической Помощи, приемы самопомощи  и психосоциальная коррекция последствий травмирующих событий имеют свои специфические особенности и четкие приемы, которые обязаны быть выполнены в ситуации и после нее.
Тренировка психолога в навыках оказания помощи себе должна быть стабильной и постоянной, автоматические навыки психолога по приведению себя в активное позитивное состояние зависят от его( психолога) дисциплины. Можно перечислить некоторые профессиональные навыки психолога, которые необходимо тренировать  при подготовке : умение  сосредоточить внимание человека на себе , раппорт с человеком, контроль над состоянием человека- пульс, дыхание, контроль над его областью воображения, умение задавать вопросы, необходимые для ситуации, контроль над своей областью воображения, контроль над личной эмпатией, умение переводить эмоциональную эмпатию в когнитивную эмпатию. И в ситуации катастрофы они должны быть применены, практически на уровне автоматизма.

Во время тренингов я сейчас привожу в пример историю полковника Рика Ресколы, руководителя отдела безопасности банка Morgan Stanley в Мировом Торговом Центре, в Южной башне ( башни-близнецы в Нью-Йорке), который, интуитивно опасаясь террористической атаки, расписал продуманный план эвакуации отделов, так как банк располагался на 22 этажах, начиная с 44  и  занимался оценкой рисков каждый день и постоянными тренировками с персоналом банка, причем в тренировках были обязаны участвовать все , без исключения сотрудники банка, включая высшее руководство банка. Прерывались деловые встречи любого уровня и сотрудники сходили вниз по лестнице . Вы же знаете, что в экстремальных случаях категорически нельзя пользоваться лифтом. Часто руководство бывало недовольно, но Рескола настаивал. Именно его настойчивость и проведенные тренировки спасли им собственную жизнь.

Как часто надо тренироваться, чтобы навык стал автоматическим ? Ответ прост. Спортсмены тренируются над превращением навыков в автоматические каждый день во время тренировок.
Это прекрасный пример. Но, предположим, как часто возможно проводить обучение и тренировку поведения при пожаре в школе, чтобы не прерывать занятия постоянно ?

Что необходимо. Ну, сначала должно быть проведено изучение стратегии поведения при пожарной тревоге в спокойной обстановке, затем нужно натренировать  изученные навыки в спокойной и безопасной обстановке, затем провести их неоднократное повторение при учебной тревоге, добившись автоматического выполнения процесса от каждого из участников, а затем уже периодически подновлять полученные знания.
Я тут почитала разные нормативы и выяснила, что считается нормальным проводить учебную тревогу в школе раз в полгода. Честно говоря, это не щценивает ситуацию надлежащим образом, так как не указано, что должно быть предварительное обучение. Если до этого не были проведены обучение стратегиям поведения и неоднократное повторение с небольшими промежутками времени ( один-два дня) , то такие тревоги имеют мало смысла. Учебная Тревога должна отражать полученный автоматический навык. Практика мирового торгового флота ( СОЛАС/74) предусматривает проведение учебной пожарной тревоги по требованию  как минимум РАЗ В МЕСЯЦ , причем по требованию флага это может изменяться и происходить, например, ДВА РАЗА В МЕСЯЦ и еще и с изменениями условий ( кто-то не вышел, например). Если команда судна ошибается при проведении тренировки, то тренировка повторяется на следующий день и так до тех пор, пока выполнение не будет идеальным. Существуют мировые проверяющие организации, которые в любой момент могут приехать на судно и провести пожарную тревогу, проверяя качество противопожарного оборудования и поведение экипажа. Если проверяющие организации найдут недочеты , например, течь шланга, судно будет арестовано.
В школах Великобритании согласно Fire Safety Risk Assessment тревога должна проводиться раз в полгода, но при этом указано, что перед этим ттревога может проводиться столько раз, сколько нужно для полного обучения, ну а потом уже согласно плану. Я просто не говорю, что в школах Великобритании проводятся обучения детей поведению во время катастроф, терактов и прочих слоржностей человечества. Это введено в школьную программу и делается с самого раннего возраста.
Эту информацию на наших тренингах  мы  приводим для школьных психологов, чтобы было понятно, чего надо добиваться. Проблемы, которые сейчас всплыли у школьников-подростков, как травматизация после 4 декабря связаны не только с самим событием, но и с собственной нетренированностью, незнанием, что делать в критической ситуации и возникающими на фоне этого беспомощностью и паникой.
Представив себе себя на месте пострадавших во время пожара , дети мысленно не находят выхода, не знают что делать, навыков нет и мысленно они не приходят.  Кроме этого, в школах отсутсвует обучение детей эмоциональному интеллекту и связанному с ним умению контролироватьсвое состояние. Ну и научиться дома детям сложно, так как контроль собственных состояний не популяризируется и в семьях, даже наоборот, семья предполагается как место, где можно эмоционировать в свое удовольствие, сливая на близких все, что накопилось, даже не за день, а за целый период.
Решить это достаточно просто : уверенности в себе и спокойствия добавляют обучения и тренировки. Нужно обучать и тренировать , во-первых, в навыках контроля состояния и умения сознательно менять свое состояние с негативного на позитивное, а, во-вторых, Обучать и тренировать в навыках выживания, причем в различных катастрофических ситуациях. Это и пожар, и террористический акт, и землятресение,и химическая тревога и попадание в зону военных действий - жизнь большая и многое может пригодиться, ну, и , полученные знания дают уверенность.Уверенность в жизни дает практическое умение справиться с ситуацией. Школьные психологи с огромным интересом стремятся сейчас получить информацию об этих методах и способах  и применить это к себе и к своим ученикам. Мы узнаем об этом на наших тренингах, когда предлагаем методы контроля состояний и для многих участников они оказываются неожиданными. Но об этом мы больше поговорим при рассказе о втором этапе - Первой Психологической Помощи.

Международный Тренер НЛП, психолог, Оксана Болотова
Одесса 08.01.2020


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Охорона праці, санітарні норми Психологія, емоційний інтелект