Что-то с памятью моей стало, или Еще раз об эйдетике

Что-то с памятью моей стало, или Еще раз об эйдетике

Наверное, трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не пожаловался на свою память. Оказывается, жаловаться как раз нужно на…лень или на наше незнание законов развития памяти.

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ

Есть три базовые функции мозга:

  • Мышление, которое развивает логика, математика, физика и другие науки
  • Воображение, за развитие которого «отвечает» рисование, лепка, музыка, танцы
  • Память. Предполагается, что она дана природой, либо её нет.


Обучение в школе или в вузе не предполагает ее развитие. Получил информацию (услышал, записал, прочел), запоминай и воспроизводи, когда это будет нужно. А как запоминать? Память сама по себе от нагрузки не развивается.

Память — это психический процесс, включающий в себя:
а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;
б) сохранение в памяти того, что было запомнено;
в) воспроизведение запомненного;
г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте.

Обычно различаются четыре вида памяти.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.

Двигательная память зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия.

УНИКУМЫ? НЕТ! РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ

В истории известно много людей с феноменальной памятью. Первое достоверное упоминание о человеке-счетчике датируется 1664 годом. В Италии путешественник Балтазар встретил восьмилетнего Мэтью ле Кока, который не умел читать и писать, но на выступлениях демонстрировал перемножение в уме пяти-, шестизначных чисел и извлечение квадратных и кубических корней. По словам самого Мэтью, он научился вычислять, играя с бусинками на ожерелье.

Или, уже в наше время, в 1980-х годах репортер Соломон Шерешевский мог легко запомнить до 70 слов или чисел и воспроизвести весь ряд в прямой и обратной последовательности.

Научное изучение способности человека воспроизводить информацию началось в начале XX века. Особое внимание было уделено способности человека переживать яркие образы. В 1907 году венский врач В.Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявленной им картинки настолько подробно, как будто продолжали видеть картинку перед собой. В 1911 году изучением этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йенш (1883 - 1940).. Э.Йенш ввел свое название для открытого В.Урбанчичем явления - ЭЙДЕТИЗМ, а для обладателя этой способностью - ЭЙДЕТИК (от греческого слова "эйдос" - образ).

Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их.   В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность наглядно-образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Э.Йенш, описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме уже упоминал Г.Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.

Проведя в 30-е годы свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ в Германии и обнаружили, что все 100% учащихся были эйдетиками, т.е. обладали образной памятью. Из них 40% - были явными и 60% - скрытыми.

Поэтому, если любого ребенка или взрослого научить мыслить образами, это позволит удерживать в памяти нужный объем информации. По такому принципу построены многие методы запоминания цифр, слов, стихов и текстов.
На специальных курсах по эйдетике обучают стихи, например, запоминать методом пиктограмм (условного рисунка), иностранные слова - с помощью ярких узнаваемых ассоциаций, а большие сложные тексты – с использованием последовательности ключевых слов. Результат есть у каждого!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток