"Tamarafm". Тонкости (специфика – вариант) работы психолога с особенными детьми

"Tamarafm". Тонкости (специфика – вариант) работы психолога с особенными детьми

Серия статей из моей книги "Детская психопатология" Это мой мир в котором я живу каждый день.Эти истории творят мои клиенты.Это как детектив, который приходится разшифровывать по ниточкам для поиска максимально правильной дорожки развития человека.

Для меня работа с детьми, имеющими диагнозы, и с детьми без диагнозов одинаково важна. Все дети остаются детьми и нуждаются в поддержке и защите взрослых родителей. Именно взрослых родителей, и об этом будет отдельная статья.

Однако в работе с особенными детьми есть свои нюансы. Следует понимать, что терапия такого ребенка, вероятнее всего, займет длительное время и потребует самого активного участия родителей и близкого окружения.

Каждый родитель должен быть уверен, что психологическое сопровождение и терапевтическая работа помогут ребенку социализироваться и найти свое место в обществе, несмотря на диагноз. Родители приходят к психологу за изменениями, но при этом они не всегда осознают до конца свою ведущую роль в терапии. Психолог дает инструменты, применяет их в ходе работе, все остальное время при общении с ребенком эти инструменты также должны использоваться родителями.

Большинство детей с нарушениями в развитии включаются в психолого-педагогическую работу в возрасте 2-4 лет. В некоторых случаях такая работа начинается только при поступлении ребенка в образовательное учреждение. Но к этому моменту уже обычно упущен период активного развития высших психических функций и социальных навыков. Терапия и коррекция занимают более длительное время и проходят гораздо труднее как для ребенка, так и для психолога. При этом попытка совместить решение коррекционных задач и образовательных задач может замедлить оба процесса.

В некоторых случаях диагнозы – это не биологические особенности, а социальная и педагогическая запущенность. Основная задача психолога здесь – наладить сотрудничество с ребенком. На основе этой коллаборации психолог выстраивает индивидуальный метод терапии.

Важно, чтобы в ходе такого сотрудничества родители тоже развивались, перенимали опыт и методы работы психолога. Им нужно выйти из круга, в котором они были. Чтобы что-то изменилось, нужно что-то поменять.

Часто родители ребенка еще сами не совсем приняли правила взрослых отношений и часто перекладывают ответственность за те или иные действия на своих возрастных родителей. И именно бабушки и дедушки интуитивно чувствуют: что-то не так у их внука. Набирают психолога и пытаются получить консультацию по телефону, хотят проверить и перепроверить правильность отношений и взаимодействия с внуками. Однозначный ответ психолога – приходите вместе с родителями. На первичной диагностической консультации (в некоторых случаях – нескольких консультациях) важна вся семья. Ребенок несет на себе информацию всей семейной системы и обстановки в семье.

Пример: История Алексея.

На первую встречу пришла семья в количестве 7 человек – трое мужчин, трое женщин и ребенок на руках (благо, что кабинет большой – есть возможность пообщаться с каждым и со всеми вместе). Пока проходил процесс переобувания взрослых в бахилы, ребенок передавался из рук в руки и мне не удавалось даже зафиксировать лицо малыша. Все работали слаженно и, словно натренированные, уселись в рядочек передо мной на стульях.

Маленькая пауза, молчание. Все ждут сигнала. Спрашиваю, кто мама и папа – переглядываются. Повторяю. Настойчиво прошу папу взять малыша на руки и сесть со мной на коврик, чтобы отпустить ребенка и дать возможность познакомится. Самый молодой и робкий мужчина забирает у одной женщины слегка уже перепуганного ребенка и опускается рядом со мной на детскую территорию. Сильно волнуясь, дрожащими руками отпускает свое счастье в центр круга – для игры и свободы перемещения маленького человечка.

У всех глаза полны любви и радости. Но ребенку уже больше трех лет, а навыки взаимодействия и общения на уровне 11 месяцев, слегка есть гуление, слегка – контакт глазами с предметами, неуверенная игра. Ходит в памперсе, но быстро и даже слишком. Бесстрашно бежит к одной женщине, что держит бутылочку с соской, и прислоняется к ее коленям.

На вопрос «Что не так с ребёнком?» получаю ответ, что он не разговаривает.

На поверхности – задержка психического развития (ЗПР) с аутичным спектром. Полная диагностика заняла несколько встреч с обязательным заключением от детского психиатра. Встречи для определения диагноза сопровождались личными беседами с каждым членом семьи.

Коррекция и реабилитация заняла несколько лет. Мальчик Алексей пошел в обычную школу, со своими сверстниками. До сих пор помню его счастливые глаза и полную радости улыбку. Это лучшая благодарность для меня.

В данном случае причиной постановки диагнозов стала педагогическая запущенность. Вся семья проживала в одном доме, и только молодой папа –по соседству. Ему доступ к родному сыну был строго ограничен, ведь у мамы – другой муж. К тому же молодые и полные сил бабушка с дедушкой взяли на себя обязанность нянчиться с младенцем. Старшая сестры мамы не была замужем и, страстно желающая ребенка, тоже претендовала на роль мамы. Она строго критиковала действия всех членов семьи и не очень доверяла мне. Работали все члены семьи. Алексея на весь день оставляли в манеже с еще одним членом семьи –прабабушкой – заботливой, но уже в силу возраста не имеющей сил заниматься физическим и психологическим развитием малыша.

Это довольно распространенный пример, где показаны глубинные нарушения структуры семьи, их иерархия с достаточно некритическим мышлением. Такие сущностные проблемы семейных отношений наносят удар в саму систему развития нового человека и даже при полном здоровом врожденном потенциале проходит сбой, и как следствие – задержка и недоразвитие личности.

Специалист, который работает с детьми, обязан профессионально разбираться во всех тонкостях семейной системы, возрастной психологии, иметь знания в области детской психиатрии. Кроме того, ему необходимо знать основы перинатального взаимодействия «родитель – ребенок», а также множество методов и методик для подбора к каждому ребенку винтиков и гаечек, из которых состоит наша жизнь.

Жизнь, которая коротка и ценна. Длиною всего в 80 лет, а иногда и гораздо меньше.

*Все фото и имена вымышленные и не соответствуют действительности. Сама история в деталях полностью правдива.

http://tamarafm.tilda.ws/


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Ранній розвиток, розвиток дітей Спорт, здоров'я