Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Финансовый кризис: вопросы и ответы

Методики оценки активов во времена кризиса и в условиях стабильности не отличаются. Отличаться может приоритетность того или иного подхода.

1.Пожалуйста, расскажите детально о том, что изменилось в методике расчета стоимости предприятий? (Возможно, большее влияние теперь имеют какие-то отдельные факторы и т.д.)


В ситуации кризиса вряд ли стоит в первую очередь ориентироваться на оценку стоимости на основе дисконтирования денежного потока, так как денежные потоки значительно сократились или превратились в отрицательные значения. Большую значимость скорее приобретают методы оценки реальных активов. При этом большее, чем обычно значение, начинают приобретать классические показатели оценки рисков предприятия, такие как ликвидность, долгосрочная платежеспособность и независимость от заемных средств, которые в стабильные времена, иногда, не особенно принимались в расчет. Т.е. большее значение начинают приобретать классические традиционные подходы к оценке стоимости активов, которые не удовлетворяли своим консерватизмом тогда, когда все было хорошо. В кризисные моменты достаточно проблематичным будет опираться на традиционные подходы к расчетам премий за риски бизнеса, построенных, например, на коэффициенте β(сравнение средней рыночной доходности с доходность предприятия). Сложно корректно оценить как среднюю доходность рынка, а доходность предприятия может отсутствовать. Больше начинают ориентироваться на метод рыночных аналогий (так как операций по перепродаже активов становится достаточно для того, чтобы провести сравнения). Но в условиях кризиса этот метод скорее начинает работать как запускающий механизм рыночного падения (часто панического).

2.Какие сегодня наиболее распространенные причины продажи активов?


Причины продажи активов в ситуации кризиса чаще всего не радостные, так как продавать актив тогда, когда цена на него падает, идет в разрез предпринимательской логике. Поэтому причины продаж активов в кризисные моменты это чаще всего недостаток оборотных средств для ведения текущей деятельности или выполнения текущих обязательств. Некоторые предприятия идут на такие продажи, исходя из высокой вероятности, столкнуться с вышеперечисленными ситуациями в ближайшее время, поэтому для минимизации потерь, предпочитают продажу, когда цена еще не упала до самого низкого уровня.
За примерами далеко ходить не надо. Интернет переполнен информацией о продажах активов как частными лицами (недвижимость), так и предприятиями, которые избавляются от тех активов, которые не смогут принести текущий доход в кризисные времена, а расходы по ним будут существенными.

3. Что сегодня удешевляет активы (какие факторы оказывают негативное влияние на конечную стоимость предприятий)?


Сегодня пока ещё активы удешевляются из-за того, что они были значительно переоценены не так давно. То, что в Украине многие рынки активов (прежде всего недвижимости) были «перегреты» и цены не соответствуют здоровой рыночной ситуации, так же обсуждалось уже давно (стоимость недвижимости в Украине была выше, чем в Европе и Америке, при гораздо худшем качестве).
Если рассматривать именно стоимость предприятий, то пока продажа работающих предприятий ещё не распространенная ситуация. Приостановка деятельности и закрытие предприятия – это уже происходит повсеместно (владельцы в этом случае не несут затрат или убытков). Но продажи предприятий как массовое явление будут происходить тогда, когда у владельцев закончатся резервы денежных средств, и нужны буду новые источники их пополнения.
Также важным фактором удешевления стоимости работающего предприятия сегодня является отсутствие четкой системы управления предприятием. Кризис является своего рода «санитаром» рынка. Те предприятия, которые в ситуации стабильности или рыночного роста развивались только за счет «попутного ветра» и закрываются первые и к банкротству подходят в первых рядах. Те же, кто создавал устойчивые системы работы (формализованные бизнес-процессы, четкие нормы работ и планирования численности персонала, четкая система обучения и независимость от «звездного» персонала, построение системы управления затратами), сейчас благодаря всему этому и может выживать. Мало того, когда слабые уходят и оставляют рынок, у подготовленных есть возможность стать в результате кризиса мощнее и сильнее.

4.На Ваш взгляд - компании каких отраслей потеряли в цене из-за кризиса больше других? Кто будет вынужден уже в скором времени задуматься о продаже своих активов?


Общемировые тенденции. Сложнее всего уже сейчас предприятиям, работающим в сферах инвестиционного предпринимательства – инвестиционным компаниям, строительным и девелоперским компаниям, так же финансовым операторам – банкам и страховым компаниям. Логично, что по цепочке обслуживания, те, кто, так или иначе, обслуживал данные рынки. Сейчас острее всего с проблемами столкнулись строительные компании и, соответственно поставщики всех ресурсов для них, и посредники на этих рынках. В общемировой тенденции, следующие на очереди компании реального сектора – промышленность. Также, те недифференцированные компании, которые ориентировались на производство продукции и обслуживание сегмента покупателей категории «средний, средний плюс». Самое существенное сокращение потребления происходит именно у этих категориях потребителей.
«Национальные» особенности. К общемировым тенденциям добавились следующие нюансы. Инвестиционный бизнес не был ещё так развит, чтобы падение было значительным (по крайней мере, меньше затронут розничный сегмент - население). В условиях девальвации национальной валюты, как известно, предприятия, ориентированные на продажу на внешних рынках получают преимущества. Особенность Украины в том, что основные экспортоориентированные предприятия (даже целые отрасли) были в числе первых, кто ощутил проблемы: металлургия, химическая промышленность и машиностроение.

5.Есть ли компании, стоимость которых, не смотря на кризис, выросла? Что сыграло им на руку?


Сегодня и на ближайший период – время коллекторных компаний. Логично, что стоимость их растет. Также начинает развиваться бизнес инфраструктуры рынка сбора задолженности – юридические компании, которые защищают от коллекторных компаний, те, кто продает (организует продажу) залогового имущества. Не очень хочется проводить аналогии, но скорее всего не плохо себя будут чувствовать охранные фирмы, а также производители алкоголя. Компании-производители и ритейлеры в сегменте низкий, средний низкий (или те, кто сбалансировано работал в дорогом и низком ценовом сегменте).

6.На Ваш взгляд, есть ли предпосылки для того, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась в худшую или лучшую сторону? Когда стоит ждать пика продаж украинских компаний?


Ситуация скорее изменится в худшую сторону в феврале-марте. Сейчас многие предприятия ещё дорабатывают по контрактам 2008 года, и поэтому, пока идет работа. Предновогодние настроения и подъем (несмотря на громкость слова) продаж, пока маскирует реальное падение потребления. Манипуляции с валютным курсом, пока искусственные, но сделали свое дело – гривна потеряла свою стоимость, и оснований для ее укрепления нет, аж, никаких, кроме тех же искусственных. Но «стоять, сидя, на велосипеде» долго не получиться, придется ехать и дорога пока только вниз. В реальном секторе ничего позитивного не происходит, пока лучшим решением «национального» бизнес является закрытие предприятий. От этого стоимость их, как известно не вырастит, а гривна соответственно не укрепиться. И в связи с этим под вопросом «будет ли пик продаж украинских предприятий». Пока, скорее, похоже на ситуацию «сам не гам и другому не дам».

Автор: Ольга Пестрецова-Блоцька
Компания: ТОТ, центр бізнес-технологій (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
 или Отменить
См. также
Формування моделі ефективного управління організацією на основі якості, Школа административного управления Зиминой, консалтинговый центр
Управленческие стили эффективного руководителя, Школа административного управления Зиминой, консалтинговый центр
Тренерский КЭМП, АС, центр корпоративного обучения Алёны Сысоевой
7 причин, чому пілатес покращить ефективність твоїх тренувань та якість життя, Академия фитнеса - Украина
Стресс вредный и полезный, ACTION, бюро технологий роста
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».