Восемь принципов, которым важно следовать, если вы ведете бизнес с партнером

Восемь принципов, которым важно следовать, если вы ведете бизнес с партнером

Как и обещала, пишу о ключевых моментах договоренности между собственниками.

С кем и для чего?

Сколько деловых возможностей, а главное взаимоотношений пострадало из-за того, что люди не умеют и не знают, как правильно договориться.

Идеальным вариантом создания собственного дела является единоличное владение бизнесом. Если вы способны создать, управлять и владеть бизнесом самостоятельно, то это замечательно.
Если нет, то соучредители понадобятся и подбирать их надо очень тщательно, руководствуясь определенными правилами. Сначала необходимо ответить себе на вопрос – с кем и для чего?

С кем? Выбор, как правило, у всех одинаковый: родственники и знакомые. Всегда помните, что при совместном ведении бизнеса можно рассориться на всю оставшуюся жизнь.
Обязательно будут конфликтные ситуации, внешние и внутренние проблемы. Если вы не уверены, что с этим человеком удастся находить общие решения, лучше совместную деятельность не начинать.

Для чего? Ваш компаньон может быть просто инвестором, а может выполнять вместе с вами функциональные обязанности в бизнесе.
Просто инвестор – является соучредителем, входит в Совет собственников, но в бизнесе не работает. Выполняет одну роль в бизнесе - собственник.
Рекомендация: такому решению может быть лучшая альтернатива – взять деньги под проценты и инвестора не вводить в состав собственников.
Совместная работа. Самые распространенные варианты объединения в соучредители - общая бизнес-идея или приглашение профессионала, без которого ваша деятельность в принципе невозможна.
Такой собственник выполняет две разные и четко разделенные роли:
Первая роль в бизнесе - собственник, входит в Совет собственников.
Вторая роль в бизнесе - наемный работник, выполняет работу в соответствии с должностью. Эти две роли очень (!) важно различать.

Основные принципы, которым необходимо следовать при начале совместного бизнеса.

Принцип первый: доля в бизнесе еще не делает соучредителя реальным совладельцем.
Владелец бизнеса - это профессия. Даже предыдущий краткосрочный финансовый успех не говорит о том, что собственник - профессионал. Для достижения долгосрочного успеха в бизнесе профессии «собственник бизнеса» необходимо научиться. Если собственник хочет быть профессионалом, он обязательно должен заниматься саморазвитием.

Принцип второй: уровень развития бизнеса будет всегда соответствовать уровню взятой на себя ответственности. Мышление собственника бизнеса отличается от мышления наемного профессионального сотрудника, прежде всего - степенью ответственности. Владелец бизнеса отвечает не только за себя, но и за других людей, тех, кто работает в его бизнесе. Без принятия на себя этой ответственности стать настоящим владельцем бизнеса невозможно.

Принцип третий: владеть бизнесом и работать внутри бизнеса - два разных вида деятельности, которые должны оплачиваться отдельно. За работу внутри бизнеса собственнику должна выплачиваться зарплата. За долю в бизнесе выплачиваются дивиденды, которые собственник тратит по своему усмотрению. Общая сумма дивидендов делится между соучредителями пропорционально размеру их долей. Размеры зарплат и правила выплаты дивидендов указываются в договоренности и согласуются между партнерами.

Принцип четвертый: каждый собственник должен быть эффективными. Что это значит: введение в бизнес эффективного соучредителя должно увеличивать доходы от этого бизнеса для всех партнеров. И наоборот, если введение в бизнес нового соучредителя не увеличивает доходы партнеров, его нельзя признать эффективным, и экономического смысла в его участии нет.

Принцип пятый: должен быть один главный собственник. Разумно входить в свой первый бизнес младшим партнером в соучредительстве с опытным главным собственником, чей стиль руководства и успех в бизнесе вам нравится.
Работая вместе с таким соучредителем, вы получите бесценный опыт.

Принцип шестой: финансы бизнеса должны быть прозрачны для партнеров. Ничто так не разрушает отношения, как регулярные трения на денежной почве. Плохо, когда бизнес убыточен и разногласия возникают из-за финансовых потерь. Но ничуть не меньше отношения подрываются, когда бизнес становится доходен: многие партнерские отношения гибнут как раз из-за раздела доходов.

Принцип седьмой:собственники компании, вне зависимости от принадлежащих им долей, имеют полное право влиять на все стратегические аспекты деятельности компании.
К числу основополагающих вопросов для собственников относятся:

  • Согласование личных целей собственников и долгосрочные намерения по развитию бизнеса
  • Письменная договоренность по основным вопросам
  • Распределение функциональных обязанностей между собственниками, зоны ответственности и контроля, уровня полномочий, периодичности и степени отчетности
  • Разработка и утверждение миссии компании
  • Стратегия, принципы и ценности компании
  • Цели компании (и их выполнение)
  • Политика имиджа и торговых марок компании
  • Политика связей со стратегическими партнерами и властными структурами
  • Прогноз и анализ финансового состояния компании (бюджет, дивиденды, безопасность, стоимость)
  • Стратегические аспекты маркетинга и принципы ценовой политики
  • Стратегия продаж и сервиса
  • Состояние и развитие персонала
  • Информационное обеспечение бизнеса
  • Другие важные вопросы состояния и развития компании


Принцип восьмой: должна быть письменная договоренность о намерениях, целях и принципах взаимодействия.

Вступая в бизнес важно подумать, как вы будете из этого бизнеса выходить. Именно этим опытные учредители бизнеса отличаются от начинающих.

Человек, организующий первый в своей жизни бизнес, думает только о бизнес-идее и о том, как бы запустить этот бизнес поскорее. Новичок рассчитывает только на одну возможность: новый бизнес обязательно станет успешным. Опытный предприниматель, уже имеющий за плечами несколько взлетов и падений, знает, что большинство бизнесов заканчиваются неудачей. И дело не в том, хороша была бизнес-идея или не очень. Дело могут погубить изменившаяся ситуация на рынке, конкуренты, визит налоговой, дефолт, раздор среди учредителей или членов их семей.

Партнеры входят в рисковое предприятие, в котором могут быть потеряны деньги, силы и время, но нельзя допустить потери отношений.

Все принципы важны, на то они и принципы, каждый из них требует глубокого понимания и примеров из практики.

Следите за дальнейшей информацией, по каждому из этих принципов я приведу примеры из практики и дам рекомендации, как поступать в тех или иных случаях и ответы на какие вопросы необходимо обсудить для подписания договоренностей с партнером о принципах совместной работы.

Комментарий: некоторые материалы данной темы взяты из книги Константина Бакшта «Как загубить собственный бизнес», издание «Питер», 2008. Очень люблю эту книгу и другие книги Константина Бакшта, абсолютно согласна с ее автором, рекомендую для чтения и осознания.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI