О счастье Финансового Директора

О счастье Финансового Директора

Автор: Борис Старинский, Управляющий партнер «ИНТАЛЕВ Украина»

Мы много говорим о роли Финансового директора, финансовой стратегии, технологиях и т.д.

Общаясь с финансовыми директорами, я задумался над тем, а какие они как люди, что их тревожит и беспокоит, что, в конце концов, им нужно для полного счастья? Понятно, что все мы личности и индивидуальности, и единого рецепта быть не может... или может?

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы провели исследование с финансовыми директорами компаний - клиентов ИНТАЛЕВ.

Результаты этого исследования я, как специалист по стратегии, обобщил в карту Системы сбалансированных показателей.

Получилась довольно интересная карта, со специфическими целями и показателями эффективности.

Несколько слов о Системе Сбалансированных Показателей (далее ССП). Это система является технологичным инструментом достижения стратегических целей. Базовым элементом ССП является карта стратегических целей компании. Под каждую стратегическую цель разрабатываются показатели для ее измерения, эти показатели декомпозируются на оргструктуру компании. А затем мы запускаем классический цикл управления: Цели -> Планы -> Исполнение -> Учет и контроль -> Анализ отклонений -> Принятие решений. Но в отличие от традиционных систем, в ССП область управления попадают не только финансовые показатели, но и не финансовые, такие как удовлетворенность клиентов, сотрудников и т.д. Таким образом существенно расширяется диапазон и эффективность управления. Пример карты для управления бизнесом на рис. 1.

http://www.intalev.ua/uploads/pics/17032010.jpg

В классике, в карте ССП для бизнеса - 4 слоя (перспективы). На верхней перспективе «Финансы» отображаются финансовые цели бизнеса, которые ставят собственники. Но финансовых целей бизнес может достичь, только если будет производить качественные товары и услуги и клиенты будут довольны ими. Соответственно следующая группа целей, отражающая рыночную и конкурентную стратегию на перспективе «Рынок». Продукты и услуги компании для рынка появляются в результате выполнения процессов внутри компании, следующая перспектива как раз и отображает цели для стратегически важных процессов компании. А в свою очередь эффективность процессов компании обеспечивают сотрудники, в соответствии с их квалификацией, мотивацией, наличием инфраструктуры. Такова общая логика карты ССП.

Мы применили эту универсальную технологию для достижения стратегической цели «Счастье Финансового директора». Разработка содержала в себе три итерации. В первую итерацию мы подошли к вопросу слишком прагматично, с финансовой точки зрения. Ключевое слово в вопросах было «Успех». Получилась карта, верхней финансовой целью которой является максимизация личного дохода и/или стоимости на рынке труда. Возник образ финансового гения, который неустанно трудится и думает о финансах компании. Посмотрев на результат, мы поняли, что это картина типичного трудоголика и это не то, что нам нужно. Потому что у трудоголиков все время и энергия сконцентрировано на работе. Такая тактика может принести успех в краткосрочном периоде, но что она дает в долгосрочном? В долгосрочном периоде мы получаем устойчивый системный архетип неравномерного распределения ресурсов. Две сферы жизни - работа и личная жизнь конкурируют за общий ресурс - время и энергию Финансового директора. Чем больше успех одного направления (для трудоголика это - работа) тем больше ресурса распределяется в его пользу за счет другого направления. В результате - дети, выросшие без внимания родителя, испорченные отношения дома, однобокое развитие личности.

Во второй итерации мы изменили вопросы, сместили фокус с «успеха» на «счастье» и получили уже более радостную картину. Для этого мы добавили в карту ССП пятую перспективу, которую так и назвали «Счастье». Но все же, в ней чего-то не хватало, она была нелогична. Поскольку профессиональный успех является важной составляющей счастья, то нужно было определить те потребности среды, удовлетворяя которые ФД достигает профессионального успеха. А это как раз потребности и требования собственников и менеджмента бизнеса по отношению к ФД. Тогда мы расширили область нашего исследования и пообщались с собственниками и Генеральными директорами. И это была третья итерация нашей работы.

Карта целей верхнего уровня приведена на рис. 2.

http://www.intalev.ua/uploads/pics/17032010_2.jpg

Формула счастья оказалась проста - в гармонии личного и профессионального развития. На перспективе «Финансы» казались цели «Увеличение личного дохода» и «Увеличение стоимости на рынке труда» (прямая аналогия с прибылью и стоимостью бизнеса). Следующая перспектива «Рынок» была сохранена с небольшим изменением контекста - рынком для ФД является рынок труда и в первую очередь компания, в которой он работает. Цели и показатели этой перспективы также были выработаны больше через требования собственников и менеджмента, ведь от их удовлетворенности и оценки работы ФД зависят его успех и карьера. Важным моментом является то, что помимо цели «Улучшение финансово-экономических показателей бизнеса», про которую упоминали практически все наши респонденты, появилась цель «Удовлетворенность компании работой финансового департамента», про которую сами ФД часто забывали.

На перспективе процессы мы сначала «углубились в детали», затем обобщили эти детали и выделили всего две универсальных стратегических цели: «Совершенствование методов управления финансами» и «Организация работы». Причем последняя, помимо достижения целей повышения эффективности бизнеса, также влияет на величину свободного от работы времени, и достижения целей личного развития.

На последней перспективе отображены цели, которые обеспечивают достижение всех вышестоящих, на них мы остановимся подробнее:
«Профессиональное развитие» - обучение и усвоение (через применение на практике) новых знаний. При этом для ФД очень важно развиваться не только в области финансов, но и как менеджер, совершенствовать свои лидерские, менеджерские и коммуникативные навыки. И если профессиональные знания можно получать через литературу и профильные тусовки, то менеджерские навыки лучше всего через соответствующие тренинги.

«Обучение менеджеров основам финансового управления и бюджетирования» - эта цель возникла в результате понимания того, что если менеджмент компании будет финансово безграмотен, то ФД не будут понимать, он не сможет донести свои идеи, и не достигнет целей верхнего уровня. «АСБУ» - Автоматизированная Система Бюджетного Управления - та программно-техническая инфраструктура, которая необходима для правильной организации работы и избавления от рутинных операций.

Показатели измерения целей также оказались очень интересными (см. таблицу ниже).

© ГК "ИНТАЛЕВ", 2010. Все права защищены. http://www.intalev.ua/index.php?id=28304#ixzz1CisRClOV

В целом выводы от проделанной работы и полученных результатов:


  1. Формула счастья проста!
  2. Не все ФД понимают формулу счастья, а еще меньше алгоритм его достижения!
  3. Мы очень обрадовались осознав тот факт, что помогаем не только делать бизнес эффективным, но и делаем людей более счастливыми!


Последний пункт прокомментирую двумя комментариями наших клиентов:

«мы не считали экономический эффект от внедрения системы, но в результате выполнения проекта с ИНТАЛЕВ у меня освободилось 80% рабочего времени от рутинных операций, и я наконец-то занялся стратегическими вопросами повышения эффективности бизнеса»

«Теперь я со спокойной совестью могу уйти в декретный отпуск, финансы в порядке и за бизнес можно не волноваться» (ФД близкий родственник собственника :))

«после наведения порядка в области финансов, у меня освободилось время для решения стратегических вопросов» (в настоящее время уже Генеральный директор :))

Как специалист по управлению и собственник бизнесов, рекомендую финансовым директорам больше внимания уделять развитию коммуникативных, менеджерских и лидерских качеств, более четко формировать свои долгосрочные цели и стратегию их достижения, лучше понимать логику и потребности собственников и быть счастливыми!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток