Руководитель: как помочь самому себе?

Руководитель: как помочь самому себе?

У коучей и консультантов есть привилегия: возможность узнать о том, что проходит в мыслях, в чувствах у руководителя.

Когда сотрудники видят этого человека «с развернутыми знаменами на белом коне и с шашкой наголо», то иногда задумываются – а есть ли в нем что-то человеческое? Это, конечно, шутка, но кто же знает, что происходит там, внутри, у человека, который каждый день принимает решения, влияющие на судьбу других людей?

Мы сталкиваемся с таким отличием: любой другой человек в компании может рассчитывать (хотя бы рассчитывать) на помощь и поддержку своего руководителя, старших коллег, наставников. Обратиться за советом, за подсказкой, да просто поговорить иногда нужно по душам, рассказать, как и что происходит в жизни, как говорится, помолчать вместе. Иногда уже одно это позволяет найти какие-то решения, задать самому себе нужные вопросы и найти на них ответы.

Руководителю с этим сложнее. Ведь даже если в какой-то профессиональной области начальник может обратиться к специалисту своей компании за советом, обсудить варианты решения задачи, попросить подсказать нужную литературу, то что же ему сделать, когда просто не знаешь, почему то или иное решение не хочется принимать? Когда проблема лежит не в профессиональной плоскости, когда логичное на первый взгляд решение заставляет скривиться как от боли? С кем поговорить?

К сотрудникам, понятное дело, не обратишься – нужно держать имидж. Пускай ценой ошибки, ценой потери денег из-за неправильного решения – цена потери власти для большинства руководителей является гораздо более высокой. К коллегам-соучредителям, если такие есть в компании, тоже не всегда удобно идти – могут посчитать слабаком, мол, «всем нам непросто сейчас, а тут еще ты за советом пришел». Или посоветуют так, что потом придется делиться акциями – вести счет «ты мне – я тебе» люди власти умеют хорошо. Хорошо, если есть «учитель» или «старший товарищ», финансово не заинтересованный в твоем бизнесе и мудрый по жизни. Отношения с такими людьми всегда ценили власть имущие, берегли их и по мере сил старались поддерживать.

Однако таких людей мало, да и встречаются они далеко не каждому. Наверное, из-за этого в последние несколько лет в мире, да и у нас в стране, начали пользоваться все большей популярностью услуги коуча. Пожалуй, самым простым и изящным определением коуча будет «человек, который умеет задавать нужные вопросы». Одна из предпосылок коучинга в том, что такой специалист не говорит, что делать. Особенно это важно, когда дело касается не только бизнеса, но и семейных отношений руководителя, его личной жизни, здоровья. В таких областях не бывает «правильных ответов» - бывают лишь варианты выбора. И коуч как человек со стороны может помочь, подсказать, натолкнуть на размышления в такую сторону, в которую раньше мысли не шли.

А что может сделать руководитель, если такого человека рядом нет, или он по какой-то причине недоступен? Или проблема настолько личного характера, что делиться ей ни с кем пока что не хочется? Где найти такого собеседника, который и вопросы нужные задаст, и конфиденциальность соблюдет, и поможет найти ответы? В общем, можно выступать коучем и для самого себя. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, но, по моим наблюдениям, будет требовать наличия как минимум одного убеждения и одного навыка.

В каждом поведении человека заложено стремление добиться успеха. Да, действительно, успеха мы добиваемся по-разному. И иногда не понимаем сами себя, критикуя свое поведение после того, как что-то сделали. «Да зачем я так поступил? О чем я думал? Как можно было сделать такую глупость?» Но кроме выгоды очевидной, или первичной, есть еще выгода вторичная. Она не лежит на поверхности, и поэтому является не такой простой для обнаружения. Например, действия человека, который распускает негативные слухи в компании, на первый взгляд никакой пользы не несут. Но подумайте – ведь он таким образом привлекает к себе внимание. И простым запретом многого тут не добьешься – человек просто будет искать другой способ привлечь к себе внимание, а негатив вызывает эмоции быстрее и сильнее, чем позитив – тут ничего не поделаешь. Нужно менять не только поведение – нужно найти способ удовлетворить вторичную потребность этого сотрудника (в данном случае – привлечение к себе внимания), но таким способом, который будет в результате положительно влиять на компанию.

Навык, который помогает в данном случае найти новые варианты поведения в сложной ситуации, довольно прост – умение взглянуть на себя со стороны, глазами другого человека. Причем делать это, особенно на первых порах, легче всего в буквальном смысле так – садясь в соседнее кресло. Лучше, конечно, в своем кабинете и при закрытых дверях – не все сотрудники будут готовы увидеть шефа, разговаривающего самого с собой.

Как это сделать? К примеру – опишите вслух ситуацию, в которой вам было непросто, решение не находилось, и вообще вокруг сплошная тьма без просвета. Для удобства мы будем вас называть в этой роли «руководителем». Вы в этот момент обнаружите, что вы вернулись в ту самую ситуацию, в тот момент. Даже дышится по-другому, мысли путаются, заметили? А теперь встаньте, сделайте пару глубоких вдохов, и пересядьте на другое кресло, войдите в «роль коуча». И вот оттуда, как бы со стороны, начинайте задавать вопросы так, как будто вы сейчас посторонний человек, ведущий диалог с тем «руководителем», который остался в кресле, переживающим проблемную ситуацию. Вы в этот момент постарайтесь держаться от ситуации на расстоянии, не сопереживая ее. Проще всего это сделать, скрестив руки на груди – вы как будто отстраняетесь от проблемы. Задайте вопросы, желательно, открытые, например: «что в этой ситуации было для тебя самым сложным? А каким может быть первый шаг для выхода из нее?». При этом вы помните, что у причины, по которой вы в «роли руководителя» не можете принять решение, есть скрытое позитивное намерение. Вы в «роли руководителя» или боитесь допустить ошибку, или когда-то вы подобное решение уже принимали, и оно было неуспешным, или решение может повлиять на что-то, что вы навскидку не видите, но что-то внутри вас забило тревогу. Задайте в «роли коуча» и такой вопрос себе: «что может произойти, если ты примешь такое решение? Чего ты опасаешься?». А потом, поменяв роли (и стулья – изменение вашего места в пространстве облегчит вам работу), дайте честный ответ самому себе.

Такая практика требует определенных навыков, готовности перешагнуть через некоторые внутренние барьеры и твердой уверенности в том, что в каждом вашем действии, даже самом нелогичном на первый взгляд, есть позитивное намерение. И кто как не вы, руководитель, может самостоятельно его обнаружить и при этом найти способ принять решение, при котором и цель будет достигнута, и внутри все будет спокойно.

Метод, описанный выше, подходит для решения как деловых задач, так и поиска решений в ситуациях, связанных с семейной жизнью, со своими собственными страхами и проблемами, в случаях, где логика на первый взгляд не помогает. Он позволяет вам сделать еще один шаг к успехам в таких областях, в которых руководители традиционно ни к кому не обращались, при этом сохраняя внешний имидж уверенного и знающего все человека. Сохраняйте его, и находите решения в важных для вас сферах жизни!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI