Наша память и мы. Заметки о совершенствовании умения запоминать

Наша память и мы.  Заметки о совершенствовании умения запоминать

Почему человек ни за какие блага на свете не хочет расставаться со своей памятью? Что же это за ценность такая?

Люди по-разному относятся к своей памяти. Одни считают, что им с памятью повезло, другие – что не очень, третьи подчас смотрят на свою непутевую память, как на большую и пожизненную неудачу, но всем – и первым, и вторым, и третьим – хочется лучшего. Вопрос только в том, как управлять ею во время поступления обвального шквала информации?

Когда хочется запомнить не только фамилии, имена и отчества большого количества людей, а еще и их телефоны... Неплохо было бы в нужный момент вспомнить фамилии новоизбранных руководителей компании, фамилии актеров, которые так здорово вчера играли в спектакле, а не только название вчерашнего спектакля.. Это будет вообще потрясающе...

Но к сожалению, очень часто бывает так, что, казалось бы, совершенно простая информация в момент, когда мы готовы уже блеснуть эрудицией, не вспоминается. Проходит время, мы уже перестали думать по поводу этой информации, а она вдруг ни с того ни с сего всплывает. Но в этот момент эта информация нам уже не нужна. Почему?

==========


Часто память человека сравнивают с памятью компьютера, которую можно расширить, увеличить скорость. К счастью, память человека организована таким образом, что ее невозможно ни перегрузить, ни определить ее границы.

=========


Развитие памяти, разработка разных приемов запоминания приобретают все большую популярность именно в наше время, когда созданы совершеннейшие компьютеры, когда доказала свои возможности кибернетика. Это, может быть, звучит как парадокс.

Однако никакого парадокса нет. Точно так же, как появление самых мощных и разрушительных орудий войны не привело к сокращению численности армий, а еще и повысило требования к качественному составу солдат и их количеству, так и создание даже самой умной компьютерной системы не снизит требования к человеку в деле развития его способностей и возможностей. Наоборот, они будут всегда взаимно дополнять и обогащать друг друга.

==========


Если я хочу развить память, которую мы зачастую считаем причиной многих наших неудач, в том числе иногда и малой зарплаты, нужно развивать мышление, потому что эта пресловутая память является компонентом мышления.

==========


Память – чрезвычайно сложная функция, которая заключает в себе не только процессы хранения и воспроизведения, но и восприятие поступающей информации. Органы чувств приносят в наш мозг ощущения, из которых складывается представление об окружающем нас мире.

Восприятие впечатлений – активный процесс, так как при этом осуществляется активный поиск и отбор нужной нам информации. Воспринятый материал подвергается уже на самой ранней стадии его обработки сличению с накопленным прошлым опытом, на основании чего могут быть получены представления о его новизне и значимости, а также дана его эмоциональная оценка. Такого рода анализ лежит в основе активного отбора впечатлений и производится путем сопоставления существующих в мозгу нервных моделей с поступающей информацией.

Совершенствование восприятия и концентрации внимания должно начинаться с самонаблюдения, развить которое – главная задача человека. Те мысли, которые есть, должны быть наблюдаемы. Этой основной работе нужно учить человека очень рано. Тогда он становится более способным и талантливым, потому что, живя в собственных потемках, бродя «по себе» как по болоту, нельзя чего-то добиться от своего внутреннего мира.

Например, остановитесь и задайте себе следующие вопросы, исходя из жизненных ситуаций. Кто эти люди, которым удалось изменить вас к лучшему? Чего о вас не знает никто? Вы вчера не поддержали человека по недомыслию, а сегодня вы это поняли, и что изменилось в вас по отношению к этому человеку? Казалось бы, искать ответы на такие вопросы – чепуха, но с чего–то надо начинать. Нужно начинать с тревоги, если вам понравился продекламированный стих, а вы не захотели его взять себе в арсенал. Если Булгаков показался скучным, а других классиков вы давно не перечитывали...

==========


Начните работать над собой. Потом появится главный стимул к изменению себя, а также энергия и эйдетизм.
Полный текст статьи - обучающий журнал Я-ПЕРШИЙ, №3, 2011.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток