Внедрение 1С:УПП. Ошибки

Внедрение 1С:УПП. Ошибки

Программа автоматизации учета на производственном предприяии «1С:Предприятие 8. УПП» является уникальным и востребованным на рынке прикладным 1С-решением. Это первое решение фирмы «1С». По сути своей оно относится к системам ERP - класса.

Программа мощная, но достаточно сложная и многомерная. Поэтому эффективное и быстрое внедрение подобного продукта, задача сложная и ответственная. Публика привыкла к традиционному, «одинэсовскому», реноме: «Купил, установил и работай!».
Долгое время бренд «1С» ассоциировался с простотой и непритязательностью, с возможностью справиться с учетными задачами самостоятельно. Именно поэтому «одинэска» стала общепризнанной и самой распространенной на рынке учетной программой.
С программой «1С:Управление Производственным Предприятием 8» эта, в целом положительная репутация, сыграла злую шутку. У людей далеких от специфики внедрения сложных учетных систем, таких как «1С:Управление Производственным Предприятием 8», часто формируется неверное представление о степени сложности и масштабе подобных проектов.
Хочется рассказать об основных мифах и заблуждениях с которыми приходится сталкиваться внедренческой компании «Интегра сервис».
Некоторые из них:

  • 1С:УПП 8 — это готовое «коробочное» решение: «купил, включил и работай!».
  • Для внедрения Управления Производственным Предприятием хватит одного хорошего программиста «1С» (или десяти средних программистов «1С»).
  • Услуги официальных фирм-партнеров «1С» очень дороги, лучше обратиться к знакомому студенту КПИ-шнику.
  • Коробки одинаковые, все фирмы-партнеров «1С» одинаковые, «умный человек всегда покупает там, где дешевле!».
  • Коробка УПП куплена, за работы платим деньги, вот пускай внедренцы все сделают сами!


УПП - это готовое коробочное решение, купил и работай!

Теоретически, конечно, возможно. Практически — всегда требуются доработки.
Проводя аналогии с жизнью, типовое решение — это новая квартира со строительной отделкой: жить, в принципе, можно, но все делают ремонт под себя.
Каждый бизнес имеет свои уникальные особенности, что наиболее сильно проявляется на постсоветском пространстве, где большинство компаний строились не по канонам западных бизнес-школ, а методом проб и ошибок.
Также существует отраслевая специфика, которая зачастую требует создания дополнительных учетных, либо управленческих, механизмов и специальных форм отчетности.
Например, для предприятий пищевой промышленности важен сквозной контроль сроков годности и увязка с сертификатами на продукцию, а для машиностроительных — контроль версий конструкторской документации на участках.
Доработка конфигурации под требования бизнеса (ее часто называют «кастомизация») необходима почти всегда, хотя «Управление производственным предприятием» является одним из наиболее комплексных и функциональных из типовых решений 1С.

Для внедрения программы 1С:УПП 8 достаточно хорошего программиста.

Эта ошибка является, по нашей оценке, одной из типичных причин неудачных проектов внедрения 1С:УПП, ведущихся как собственными силами, так и с привлечением фирм-франчайзи.
Усилиями хороших программистов можно внедрить «Бухгалтерию предприятия», «Управление торговлей», «Управление торговым предприятием».
Но, в случае 1С:УПП, как правило, одних программистов недостаточно. Причина этого — сложность конфигурации с методической точки зрения.
Распространенная ситуация — начинается проект внедрения, руководители подразделений говорят программистам, что нужно реализовать, те добросовестно пишут, конфигурация переписывается до неузнаваемости. В итоге, весь проект заходит в тупик, поскольку изменение одних штатных механизмов влечет каскад изменений в других. Это приводит к огромным объемам доработок и потере логической целостности системы в целом. Далее делается вывод, что проще было написать все самим, а эта конфигурация не подходила изначально.
Наш опыт успешных внедрений говорит о том, что в проектах по внедрению 1С:УПП очень важную роль играют методисты — постановщики учета, которые помогают правильно наложить бизнес-процессы компании на типовое решение.
По накопленной статистике, порядка 95% требуемой функциональности присутствует в типовом решении, и только 5% необходимо программировать. При этом программирование касается, в большей степени, улучшения эргономичности форм и добавления отсутствующих возможностей, чем изменения штатных учетных механизмов.
Участие в проекте квалифицированных консультантов-методистов существенно сокращает сроки реализации, затраты на проект и часто является критичным для того, чтобы проект завершился успешно.

Услуги фирм-франчайзи очень дороги, лучше обратиться к знакомому студенту.

Он человек старательный и берет недорого. Опять же — коробку покупать не нужно.
Не будем долго распространяться на тему аморальности пиратства. Отметим только, что деньги, уплаченные за коробку с УПП, идут на разработку новых версий конфигурации и платформы 1С, которые выходят регулярно. Правообладатели, в том числе и компания 1С активно борются с распространением пиратского ПО, включая инициирование проверок лицензионности.
Также, свою лепту вносит и налоговая инспекция, у которой возникают вопросы по отнесению на валовые затраты услуг по доработке программ, которые не были куплены. В конечном счете, использовать или не использовать пиратские копии программ — каждый решает для себя сам, мы свой выбор сделали давно.
Привлекать студента либо специалиста-одиночку для реализации крупного проекта, такого как внедрение УПП — это большой риск.
Помимо разносторонних навыков, которыми должен обладать такой специалист (быть и методистом, и программистом, уметь обучать людей), необходимо понимать объем работ по внедрению.
По нашей статистике, трудозатраты на подобные проекты составляют от 500 до 2500 человеко-часов, при этом они распределены во времени неравномерно — примерно половина этих затрат приходится на первый месяц после запуска. Если все эти работы выполняются силами одного человека — он должен быть очень талантливым и выносливым, чтобы работать 25 часов в сутки.
Кроме того, нужно понимать, что у хорошего специалиста уже есть, как правило, наработанная клиентская база, которая тоже требует времени на обслуживание. Поэтому нужно быть готовым, что в один прекрасный момент он может прекратить отвечать на ваши телефонные звонки и появляться в офисе: скорее всего, у него просто появился новый проект, или, может быть, человек просто решил поискать счастья за рубежом.

1С-коробки одинаковые, все официальные партнеры фирмы «1С» одинаковые, покупаем там, где дешевле.

Франчайзинговая политика фирмы 1С подразумевает единую стоимость программного обеспечения для всех фирм-франчайзи. Продавать 1С программы дешевле установленной цены официальные франчайзи-партнеры не имеют права, это считается демпингом и приводит к санкциям в отношении таких фирм со стороны «1С».
Ценовая политика в отношении услуг по внедрению, доработке, консультированию и обучению у каждой фирмы своя. Качество и ассортимент оказываемых услуг также отличаются очень сильно.
Поэтому ориентироваться только на цену весьма недальновидно. (Мы же не покупаем самую дешевую колбасу). Критериями выбора помимо цены можно назвать:

  • рекомендации от знакомых;
  • опыт подобных внедренных решений (при этом лучше попросить контакты фирм, где происходило внедрение и пообщаться непосредственно с ними);
  • наличие сертифицированных специалистов по платформе и предлагаемому решению;
  • наличие учебного центра для качественной подготовки пользователей.


Рекомендуем также, помимо сравнения предложений от различных компаний, проводить и встречи с их представителями. Как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Возвращаясь к вопросу цен, заметим что рынок 1С-франчайзи довольно конкурентен, в Киеве насчитывается около 80 таких компаний, поэтому сверхприбылей на нем нет. При этом, более высокие расценки на работы могут быть обусловлены более высокой квалификацией специалистов, требующей соответствующей оплаты труда. При более высокой цене часа и работе высококлассного специалиста итоговые затраты по проекту могут быть существенно меньше, за счет меньшего количества часов, потраченных на проект.

Коробка куплена, за работы платим, внедренцы все сделают сами.

Обязанность Заказчика платить деньги, а Исполнителя - качественно выполнять работу. Это действительно так, но в вопросах автоматизации учета и управления есть определенная специфика.
Специалисты по внедрению могут качественно программировать, консультировать, обучать Ваших сотрудников, но управленческое воздействие со стороны Заказчика на своих сотрудников для успешной реализации проекта необходимо.
Внедрение УПП* всегда в большей или меньшей степени связано с реорганизацией бизнес-процессов, и вовлеченность менеджмента Заказчика позволяет сделать программу *1С:УПП более управляемой, а значит и более эффективной системой.
Кроме того, людям свойственен консерватизм. Переход на новую программу вызывает сознательное или подсознательное сопротивление, а иногда (в силу разных обстоятельств) и открытый саботаж. Своевременное управленческое воздействие позволяет эффективно бороться с этими проблемами.
Наш опыт показывает, что в компаниях с хорошо организованным управлением затраты времени (а, соответственно, и денег) на внедрение в несколько раз ниже, чем при аналогичных внедрениях у заказчиков с «размытым» управлением и желанием сотрудников самоустраниться.
Взаимодействие заказчика и исполнителя — залог успешного внедрения 1С:УПП!
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на все сложности и нюансы, «Управление производственным предприятием» - хорошее, функциональное и перспективное решение.
При грамотном внедрении УПП и правильной автоматизации бизнес-процессов значительно повышаетсяуправляемость бизнеса, его прозрачность для владельцев и руководителей. Что, как следствие, делает бизнес более эффективным и масштабируемым.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії IT, програмування, розробка Бухгалтерія, облік та податки Менеджмент, керування, KPI