Интернет-торговля и налоги

Возможность совершить покупку не выходя из дома и за минимальное время становится особенно ценной для потребителя. Как известно, получая доступ к интернету, пользователь получает вход и в интернет-магазины.

Возможность совершить покупку не выходя из дома и за минимальное время становится особенно ценной для потребителя. Как известно, получая доступ к интернету, пользователь получает вход и в интернет-магазины. Остается разобраться в особенностях налогообложения интернет торговли.

Продавцу, как и покупателю, использование интернет-магазинов предоставляет немало преимуществ. Во-первых, интернет торговля позволяет значительно сократить расходы коммерсанта: нет необходимости приобретать или арендовать торговые площади и оборудование; не требуется большого количества рабочей силы, что позволяет уменьшить затраты на оплату труда. Во-вторых, компании, снизившие свои затраты, имеют возможность установить более привлекательные цены, чем их конкуренты, тем самым увеличив объем продаж.

Однако наличие столь значимых преимуществ и отличий интернет-торговли от обычных розничных магазинов имеет свои особенности при налогообложении подобного вида деятельности.

Торговля через виртуальные магазины чаще всего носит "штучный" характер. Однако можно ли считать ее "розницей" и переводить на уплату ЕНВД?

НК РФ определяет розничную торговлю как предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией товаров на основании договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). Исходя из данного определения, продажи, осуществляемые через Интернет, можно отнести к "рознице". Однако одного факта ведения такой торговли для возникновения у налогоплательщиков обязанности по уплате ЕНВД недостаточно. Как отмечено в Письме Минфина России от 27.01.2009 N 03-11-06/3/11, одним из условий для перевода подобной деятельности на "вмененку" является ее осуществление через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, перечисленные в пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а именно:

через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м;
через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, или через объекты нестационарной торговой сети.

При доставке на дом товара, заказанного в интернет-магазине, место его получения и оплаты нельзя отнести к понятию "торговый зал", "палатка", "лоток" или к другим объектам организации торговли.

В то же время, как указано в Письме Минфина России от 13.04.2004 N 04-05-11/50, помещение офиса организации, где осуществляется сбор заказов, также нельзя рассматривать в качестве объекта стационарной или нестационарной торговой сети, поскольку оно не является местом, используемым для совершения сделок купли-продажи.

Поэтому применять в отношении рассматриваемой деятельности "вмененный" режим обложения налогоплательщик не сможет. Однако у него есть выбор: воспользоваться правом перехода на упрощенную систему (при соблюдении определенных условий) или остаться на общем режиме.

Для того чтобы начать торговать через Интернет, компании необходимо прежде всего обзавестись сайтом, где будет размещаться вся информация о продаваемых товарах и способах его заказа. При этом вполне естественно, что организации придется немного потратиться на его создание, и уж тем более очевидно, что такие траты она захочет списать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В зависимости от того, обладает компания исключительными правами на сайт или не обладает, сделать это можно двумя способами.

Способ первый - исключительное право на сайт принадлежит фирме. В таком случае в налоговом учете он будет отражаться как нематериальный актив. Естественно, для этого не следует забывать и о других требованиях, перечисленных в п. 3 ст. 257 НК РФ. В частности, речь идет об использовании этого актива в течение длительного времени (свыше 12 месяцев), о его способности приносить экономические выгоды и наличии надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование этого актива.

При этом затраты на создание сайта учитываются при налогообложении прибыли через механизм амортизации. Если компания применяет метод начисления, то суммы начисленной амортизации признаются в качестве расхода ежемесячно (п. 3 ст. 272 НК РФ). Если организация использует кассовый метод признания доходов и расходов, то сумма амортизации начисляется за отчетный или налоговый период. Причем амортизироваться будет только полностью оплаченный сайт, который уже используется для осуществления предпринимательской деятельности (пп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Необходимо отметить, что начать начисление амортизации компания сможет лишь с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором интернет-сайт был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Способ второй - исключительное право на поддержку сайта у фирмы отсутствует. Тогда затраты на создание сайта будут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ). Списываться такие затраты должны равномерно в течение установленного срока использования сайта (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/2/61).

Еще одной важной и значимой статьей расходов интернет-продавца являются затраты на доставку товаров покупателю. Здесь возможны два варианта развития событий.

Во-первых, доставку может осуществлять собственная курьерская служба. В этом случае затраты на проездные билеты для курьеров и их зарплата учитываются в составе расходов на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.08.2006 N 03-03-04/1/642). При наличии автомобилей, которые используются для доставки товаров клиентам, траты на их ремонт и топливо включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Во-вторых, продавец может воспользоваться услугами сторонней курьерской службы. Оплата таких услуг будет включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Туда же следует включить и плату за почтовую доставку товаров (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Интернет-магазины могут предоставлять своим клиентам право выбора одного из трех вариантов оплаты продукции.
Во-первых, заплатить за понравившийся товар можно наличными при получении своего заказа у курьера. Особенность подобного расчета состоит в том, что виртуальный продавец передает накладную и кассовый чек вместе с курьером, т.е. чек выбивают заранее, до того как произойдет оплата товара. Как поступить, если клиент отказался от покупки? В этом случае кассовый чек аннулируют, а дневную выручку корректируют на его сумму.

Во-вторых, оплатить покупку клиент может с использованием банковской карты. Для этого у организации, которой принадлежит интернет-магазин, должен быть открыт соответствующий счет в банке, на который покупатели и будут перечислять деньги. Однако услуга эта для виртуальных торговцев небесплатная. За перевод денежных средств банк возьмет вознаграждение, которое компания должна будет отразить в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В-третьих, расплатиться за товар клиент может "электронными деньгами". Однако здесь, как и в предыдущем случае, без посредника не обойтись. Интернет-магазину придется заключить договор с "гарантийным агентством", которое сформирует для продавца "электронный кошелек", куда и будут поступать денежные средства от покупателей. Однако за перевод денежных средств в электронной платежной системе гарантийное агентство возьмет комиссионное вознаграждение, сумму которого владелец интернет-магазина сможет включить в состав прочих расходов, связанных с производством или реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Выручка от реализации самостоятельно произведенных или приобретенных ранее товаров признается доходом налогоплательщика в целях исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Отметим, что в силу специфики деятельности посредством "электронных" продаж плата за товар, реализованный через виртуальный магазин, может поступить в кассу на следующий день после передачи заказа покупателю. К примеру, это возможно, если клиент оплачивает свою покупку при получении через курьера, а последний сдает деньги в кассу только на следующий день. Поэтому особенно важно учитывать особенности определения даты, когда продавец должен признать полученный им доход.

При этом если организация использует метод начисления, то датой признания доходов от реализации будет считаться момент передачи товара покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ). Если продавец использует кассовый метод, то датой получения дохода от реализации товаров через интернет-магазин следует считать день поступления средств на счета в банках или в кассу (п. 2 ст. 273 НК РФ).


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії IT, програмування, розробка Маркетинг, реклама, PR Продажі, кол центр, робота з клієнтами