Если невзлюбил начальник

Прежде всего, важно определить: действительно ли начальник невзлюбил, то есть действительно ли он относится к подчиненному хуже, чем к другим своим подчиненным. Как говорят врачи: «Будем наблюдать».

Источник: газета "Бизнес"

Возможно, плохие отношения с начальником были ситуативным, временным явлением. Если же неблагосклонность стабильно отмечается на протяжении более, чем 3-4 недель, то стоит заняться серьезным анализом причин такого отношения. И в зависимости от причин выбирать способ решения проблемы.

Назову несколько наиболее распространенных причин и вкратце опишу самые простые и эффективные пути решения.

Причина 1.

Начальник испытывает антипатию к подчиненному на уровне ценностных ориентаций, мировоззрения, взглядов на жизнь, — в общем, на глубинном уровне.

Например, начальник придерживается строгих моральных правил, а подчиненный — любитель свободных отношений, ночной жизни. И хотя последнее, возможно, не мешает подчиненному отлично выполнять свои служебные обязанности, но начальнику просто трудно в это поверить, и он поставить такого подчиненного на особый, пристрастный контроль, чтобы выявить упущения и получить таким образом подтверждение своей правоты: «Вот, я же говорил, что пьянки и бабы (мужики) до добра не доведут!».

Рекомендация.
Преодолевать такое сопротивление, основанное на глубинных различиях, трудно, но можно. Даже у людей, отличающихся друг от друга, казалось бы, полярно, все-таки есть что-то общее во вкусах, привычках. Это может быть собаководство, горные лыжи или пристрастие к черному кофе, — все, что угодно. Говорите, (причем побольше и поувлеченнее) с начальником об этих вещах, симпатию к которым вы разделяете. Таким образом можно, хотя всегда это получается сразу, перевести себя в его глазах из категории «чужие» в категорию «свои».

Если отвечать на «нелюбовь» взаимностью, то начальник вернет эту взаимность с процентами, ваша обида к угнетателю увеличивается, возвращается к начальнику, и спираль закручивается, и ваше положение в компании становится похоже на самолет, вошедший в штопор, то есть быстро и трудноуправляемо приближающийся к катастрофе. Если же потерпеть и уподобиться бойцу «айкидо», попробовать хотя бы неделю-другую спокойно, нейтрально реагировать на придирки начальника, то, возможно, его неудовольствие перегорит, потухнет, как костер, в который не подбрасывают дрова.

Причина 2.

Дела «амурные». Здесь могут быть два варианта: а) начальник питает к вам нежные чувства и хочет взаимности, но не находит ее и негодует; б) начальник считает подчиненного (ошибочно или верно) соперником на «личном фронте». Да-да, вот так банально. Любимые темы сплетен и самооправданий. На последнее — самооправдание — хотелось бы обратить особое внимание. Названные причины интимного характера чаще мнимые, чем реальные, потому что служат удобным поводом для самоуспокоения. Многие менеджеры не допускают даже мысли о возможности своего профессионального несоответствия, и поэтому настойчиво ищут причины в личных отношениях.

Рекомендация.
При варианте а) лучше пойти на обострение конфликта, на расстановку точек над i. Провести прямой, откровенный разговор с начальником на тему: «Или мы устраняем личные отношения из служебных, и конструктивно работаем, или расстаемся» В большинстве случаев, приходится сменить место работы. Вариант б) если начальник действительно ревнует, то см. рекомендацию по пункту а). Если же ревность — мнимая причина, то см. ниже рекомендацию для причины 5.

Причина 3.

Подчиненный неверно (например, слишком буквально) истолковывает желания начальника. Начальник ставит какую-то задачу, имея в виду одно, а подчиненный воспринимает эту информацию как другое. В итоге подчиненный делает не то, что от него хотел начальник. В результате, мнение начальника о подчиненном приобретает негативную окраску. Каждый человек действует на основе собственной «карты мира»: для кого-то хорошо сделанный документ — это, прежде всего, особенности графического оформления, отступы и шрифты; другой не обращает внимания на это, сосредоточиваясь только на главной идее текста. Кто-то терпеть не может выслушивать от руководства детальные инструкции, предпочитая прорабатывать детали самому, лишь бы начальник объяснил ему конечную цель задания. Кто-то, наоборот, не в силах выполнить задание, если не получил подробную инструкцию по процессу достижения цели, а конечная цель процесса ему не так уж и важна. Взаимное непонимание может быть следствием таких факторов:

а) подчиненный не владеет умением точно понять партнера, собеседника; б) начальник переоценивает уровень владения этим мастерством у подчиненного или сам непонятно формулирует свои требования; в) отсутствуют четкие критерии измерения результатов работы подчиненного.

Рекомендация.
Добивайтесь установления четких правил игры, критериев оценки вашей деятельности, критериев измеряемых, объективно проверяемых, желательно количественных. Пожертвуйте несколькими часами или днями своего времени, чтобы написать свою должностную инструкцию с четким определением полномочий, ответственности, способов оценки, вознаграждения и наказания. Если такая инструкция (не формальная туманная, двусмысленная бумажка, а именно подробное изложение «правил игры») уже есть, позаботьтесь о том, чтобы здания по конкретных проектам формулировались в письменном виде. Тогда, в случае появления неудовольствия начальника по результатам выполнения проекта, можно будет легко выяснить, кто прав.

Составлять такие соглашения не всегда возможно, если этого нет в общекорпоративной практике данной компании, если нет понимания и внедрения четкого разграничения полномочий между сотрудниками в масштабах всей компании. Поэтому полезно было бы повлиять на отдел персонала, чтобы такая система четких внутрикорпоративных коммуникаций была введена.

Еще несколько полезных рекомендаций для устранения последствий причины 3:
изучите «карту мира» своего начальника, его стиль мышления;
ориентируйтесь на то, что, по сути, является целью вашего разговора при получении задания — то есть на определение разницы между имеющейся ситуацией и той, которой хочет достичь ваш начальник, давая вам распоряжение; одинаково ли вы видите эту конечную точку, а также «стартовую площадку» и способы преодолеть расстояние между этими двумя точками?
Задавайте уточняющие вопросы, например: «Правильно ли я вас понял, и /изложите задание так, как вы его поняли/».

Причина 4.

Ложная информация негативного характера (то есть попросту клевета) о подчиненном.

Рекомендация.
Прежде всего, необходимо «вычислить» источник негативной информации. Идентифицировав, нейтрализовать. Способов нейтрализации множество, выбирать нужно, смотря по ситуации. Я имею в виду не мрачную уголовщину, а совершенно безобидные, и при этом очень эффективные способы, который существуют, но редко применяются. Во многих случаях врага можно превратить в друга. Важно понять мотивы, по которым этот некто клевещет или просто «стучит» на вас начальству. Этими некрасивыми способами ваш недруг пытается решить какие-то свои проблемы, ведь испортить ваши отношения с начальством — это только промежуточная задача для него на пути к каким-то другим целям. Вполне возможно, что у вас есть средства помочь этому человеку в достижении его стратегических целей.

Причина 5.

Правдивая информация негативного характера (то есть попросту горькая правда). Человеку вообще свойственно ошибаться, и некоторые могут ошибаться чаще других, причем в течение длительного времени, и это, естественно, вызывает неудовольствие начальства. У некоторых подчиненных ошибкой был выбор рабочего места, если они на нем попросту валяют дурака.

Рекомендация тоже вполне очевидна, только пользоваться им неприятно, и потому для многих нелегко. Одно из двух: либо совершенствовать свой профессиональный уровень, либо сменить работу на более подходящую тому уровню, который имеется в наличии.

Причина 6.

Начальник считает, что подчиненный демотивирует других подчиненных, или, выражаясь языком военных, «разлагает личный состав».

То есть претензии начальника относятся не к результатам выполнения прямых служебных обязанностей, а к поведению на рабочем месте. Например, когда подчиненный успевает выполнять свою работу быстрее других, и в освободившееся время отдыхает на рабочем месте, мешая остальным; или когда подчиненный распространяет «пораженческие настроения» относительно деятельности компании, подрывает авторитет начальства негативными высказываниями, жалуется коллегам на плохие условия труда, низкую зарплату и т. п.

Рекомендация.
Уменьшить неудовольствие начальника, вызванное причиной 6, легче всего. Нужно разместить где-нибудь в органайзере или просто мысленно повторять мудрую фразу: «Язык мой — враг мой». И реализовывать ее на практике. Видели плакат 30-х гг. «Не болтай»? Удерживайте эту картинку в сознании. И всякий раз, когда захочется излить душу коллегам или расслабиться, рассказывая анекдоты, представьте себя на месте начальника-трудоголика, который ценит каждую минуту своего времени, кладет ее «на алтарь общего дела» и вдруг обнаруживает, что его подчиненный валяет дурака. «Радоваться жизни надо тихо» — помните эту рекламу какого-то пива:? Очень подходящий слоган для стиля поведения менеджера в офисе.

И, наконец, рекомендация на все названные случаи.


Не затягивайте скрытый конфликт. Обязательно проведите откровенный разговор с начальником, с глазу на глаз. В этом разговоре должно быть четко определено будущее ваших с ним отношений.

Главное — хорошо подготовиться к такому разговору — не столько цифрами ваших достижений (хотя во многих случаях это тоже очень важно), сколько эмоционально. Несколько советов по подготовке к такому разговору:

  • за неделю до решающей беседы начните коллекционировать положительные эмоции, сосредоточивайтесь только на приятном, фиксируйте свое внимание том, что произошло с вами хорошего в данный момент или в прошлом;
  • найдите как можно больше хороших качеств или действий вашего начальника: (например, он хороший оратор, стильно одевается, любит животных и т. д.);
  • найдите 50 физических, психологических, социальных и любых других особенностей вашего начальника, по которым он такой же человек, как вы (например, цвет глаз, количество детей, специальность по вузовскому диплому, любимое блюдо, и т. д.).


Важно, чтобы вы начали разговор, будучи в прекрасном настроении. Кстати, необходимо ли, чтобы сам начальник был в хорошем расположении духа к началу разговора? Казалось бы, да. И все-таки опыт показывает, что некоторые руководители гораздо больше склонны к конструктивному разговору, к компромиссам, когда настроение у них нерадостное или даже очень плохое, особенно если это вызвано только что произошедшим конфликтом с кем-либо. В таком состоянии многие люди ищут подтверждения того, что причина только что произошедшего конфликта не в них сами, а в других людях; и общаясь с новым собеседником, такой руководитель будет приветлив и уступчив.

Некоторые из этих методов вы уже знаете и, возможно, применяете. Что ж, тогда эта статья будет подтверждением, того, что ваши действия верны. Конечно, изложенные советы — лишь небольшая часть огромного количества подходов и инструментов эффективного взаимодействия начальник/подчиненный, и наиболее общие рекомендации. Точная, стопроцентно результативная программа действий может быть разработана, если учитывается специфика конкретной ситуации.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект