Компетентный менеджер (по Бояцису)
Большой вклад в разработку концепции компетенций принадлежит Ричарду Бояцису. Целью его исследований было изучение характеристик, которые непосредственно связаны с эффективностью работы менеджеров, независимо от специфики деятельности их организаций.
Результаты исследований он обобщил в монографии «Компетентный менеджер. Модель эффективной работы», которая была опубликована в 1982 году .
В отличие от Д. МакКлелланда, Р. Бояцис рассматривает эффективность выполнения работы как достижение исполнителем специфических результатов, достигаемых благодаря определенным действиям, которые поддерживают процедуры, политику и условия организации. То есть, кроме компетенций, элементами эффективности выполнения работы являются функциональные требования самой работы, а также требования организационного окружения.
Таким образом, по Р. Бояцису, компетенции необходимы для эффективного выполнения работы, но они не имеют решающего значения, если не соответствуют функциональным требованиям самой работы и культуре организации.
Именно это утверждение объясняет тот факт, что, зачастую, меняя место работы, а вместе с ним и условия организационного окружения (культуру), эффективные исполнители уже не достигают высоких результатов при выполнении аналогичной работы. Или следующий факт: при изменении функциональных обязанностей работника в пределах той же организации (повышение в должности) исполнители, достигшие выдающейся эффективности в прошлом, не всегда обеспечивают ее на других должностях.
Каждая компетенция, считает Р. Бояцис, имеет несколько элементов, например, мотивы, черты характера, аспекты самообраза или социальной роли личности, умения и навыки, объем знаний. В связи с тем, что мотивы осуществления какой-либо деятельности скрыты на уровне подсознания, а умения и навыки — результат осознанного поведения личности, то и уровень проявления одной и той же компетенции может быть разным. Так, если у исполнителя компетенция планирования существует только на уровне мотива, то он имеет определенное стремление к достижению цели, если же эта компетенция развита до уровня умения, то исполнитель способен определить необходимую последовательность действий, которые приведут его к намеченной цели, а также оценить преимущества и недостатки составленного плана.
Результатом исследований Р. Бояциса стало определение девятнадцати менеджерских компетенций, которые он описал так:
- ориентация на эффективность (желание сделать что-то как можно лучше);
- проактивность (намерение предпринять действие, направленное на выполнение задачи);
- диагностическое использование концепций (способ мышления, при котором используются определенные модели и концепции, для объяснения происходящих событий);
- стремление оказывать влияние;
- уверенность в себе;
- использование устных презентаций (эффективность коммуникаций);
- логическое мышление (мыслительный процесс, при котором одни события рассматриваются в причинно-следственной связи от других событий);
- концептуализация (способность создать собственную концепцию, описывающую какое-либо событие);
- использование социального влияния (использование своего влияния для создания команды, альянса, сети, коалиции);
- позитивное отношение (доверие к людям);
- управление групповым процессом;
- точная самооценка;
- развитие других;
- одностороннее использование власти (директивность);
- спонтанность (способность легко и свободно выражать себя в определенных условиях);
- самоконтроль (подчинение собственных желаний потребностям организации);
- объективность восприятия;
- внутренняя устойчивость и адаптивность (терпение к работе и правильное понимание перемен в жизни и организации);
- нацеленность на отношения (стремление строить отношения с окружающими).
Об авторе
Ричард Бояцис – профессор Факультета организационного поведения и психологии Case Western Reserve University и профессор человеческих ресурсов EASDE из Барселоны. Перед тем как стать профессором он был генеральным директором 11 лет в McBer and Company (ныне Hay Group) и COO в Yankelovich, Skelly & White в течение 2 лет. Он автор более 100 статей по изменению поведения, лидерству, компетенциям и эмоциональному интеллекту. Он написал такие книги как «Компетентный менеджер»; «Трансформация качественной информации»; «Инновации в профессиональном образовании»; «Путешествие из преподавания в развитие»; «Первичное лидерство» в соавторстве с Дэниэлом Гоулменом и Анни МакКи и «Резонансное лидерство» совместно с Анни МакКи. Профессор Бояцис получил степень бакалавра по аэронавтике и астронавтике в MIT и степень доктора по социальной психологии в Гарвардском Университете.
О модели управленческой компетентности Спенсеров Вы прочтете здесь:http://hr-gelios.vn.ua/Model-upravlencheskoie-kompetentnosti-Spenserov.html
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг