Технология самообслуживания

Технология самообслуживания уже существует уже более 100 лет, и более 20-ти лет активно внедряется в нашей стране. Однако до сих пор существует ряд заблуждений связанных с пониманием технологии самообслуживания

Технология самообслуживания уже существует уже более 100 лет, и более 20-ти лет активно внедряется в нашей стране. Однако до сих пор существует ряд заблуждений связанных с пониманием технологии самообслуживания. Все, что делает магазин для покупателя, - это услуга. Магазин продает не товары, а услуги. И предметом конкуренции между магазинами могут быть только услуги. Это для производителя предметом конкуренции является товар и его качества.

 

Исходя из того, что магазин продает услуги, наценка должна отражать стоимость этих услуг. Только когда покупатель согласен со стоимостью услуг, только тогда он назовет продажную цену приемлемой. Чем услуга больше нужна покупателю, тем дороже он за нее согласен заплатить. Чем выше качество услуги, тем дороже она стоит. По принципу: ‘Чем мех лучше, тем мех дороже’.

‘Свободный доступ к товару’ (Пожалуйста, пройдите на ближайший рынок и вы увидите, что при торговле через прилавок доступ к товару свободный).
‘Более широкий выбор товаров на тех же площадях’ (Да, но это не коренное отличие. Это всего лишь ‘более’).
‘Быстрее процесс покупки’ (Да, но это тоже не коренное отличие. Это всего лишь ‘быстрее’).
‘Возможность рассчитаться в одном месте’ (Установите в зале единый расчетно-кассовый узел в магазине, торгующем через прилавок).
Пожалуй, единственное отличие, - это возможность рассчитаться после того, как товар отобран в корзину. Кардинальным отличием это назвать нельзя.

Таким образом, технология самообслуживания отличается от торговли через прилавок тем, что позволяет сделать процесс покупки товара более быстрым и более удобным для покупателя. А это услуга. Как Вы думаете, стоит ли она чего-нибудь?

Технология самообслуживания приносит дополнительные издержки. Иными словами, услуга самообслуживания стоит дороже, потому что имеет свою себестоимость.
Большее количество наименований товаров требует больше товароведческих усилий. Большее количество поставщиков требует больше усилий по приемке товара (увеличивается количество работников службы склада). Больше требуется усилий по учету товара (увеличивается нагрузка на бухгалтерию).
Появляется компьютерный учет, технология штрихового кодирования. Помимо необходимых инвестиций в оборудование появляются издержки на содержание службы АСУ (не самая низкооплачиваемая категория сотрудников).
Увеличение ассортимента привлекает большое количество покупателей, поэтому и обслуживающих работников (кассиров, продавцов, уборщиц) должно быть больше. (По опыту, фонд оплаты труда становится, примерно, в 2 раза больше).

Возможность рассчитаться после того, как товар отобран в корзину, несет в себе не только достоинство, но и самый главный недостаток самообслуживания, - потери товара от ‘забывчивости покупателя’. ‘Забывчивость покупателя’ дает возможность недобросовестным работникам переложить ответственность за потери товара на покупателей. Это значительно усложняет систему материальной ответственности.

Индивидуальная материальная ответственность за сохранность товаров при технологии самообслуживания невозможна, только коллективная. А, коллективная форма материальной ответственности значительно увеличивает роль человеческого фактора. Требуется постоянная, кропотливая работа с персоналом. Возрастают требования к подбору кадров и контролю. Наибольшие изменения технология самообслуживания приносит в структуру управления. Интенсивность технологического процесса требует разделения функций управления персоналом.

 Самое главное, - непонимание того, что технология самообслуживания увеличивает издержки, а, следовательно, и продажную цену товаров, толкает предпринимателей в объятия других мифов, в погоне за которыми многие просто теряют голову. Например:
‘Создание сети поможет сократить издержки’ (На самом деле издержки увеличатся, но появится возможность улучшить качество работы. А качество стоит денег).
‘Технические средства решают проблему воровства’ (Не решают, если не работать с людьми. Люди решают проблему воровства).
‘Возможны «вариации» с учетом’ (Если запутается учет, то процесс выйдет из-под контроля. И тогда, - ‘пиши: пропало’).

При внедрении технологии самообслуживания необходимо учитывать, что только тогда она принесет отдачу, когда для нее созреют необходимые условия:
Возникнет спрос на услугу ‘Выбор товаров’. Покупательная способность населения даст возможность людям расширить ассортимент ‘потребительской корзины’.
Вырастет спрос на услугу ‘Быстрота обслуживания’, удовлетворить которую торговля через прилавок уже не сможет.

Направленная специализация и отработанное взаимодействие специалистов, обладающих большим практическим опытом, помогает добиваться высокой эффективности. Новые технологии в розничной торговле диктуют и новые требования к подготовке персонала. Успех работы торгового предприятия во многом зависит от уровня профессиональных знаний руководителей.

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Медицина, фармацевтика