Оборачиваемость товарных запасов

Обратите внимание, если товар есть, то это, безусловно, хорошо, но только до тех пор, пока его не становится слишком много. Склад полон товаров - мы платим с запасов налоги, но продается он слишком медленно

 Обратите внимание, если товар есть, то это, безусловно, хорошо, но только до тех пор, пока его не становится слишком много. Склад полон товаров - мы платим с запасов налоги, но продается он слишком медленно. Тогда мы говорим - оборачиваемость товара низкая. Но если она очень высокая, то это значит, что товар продается быстро, слишком быстро. Тогда покупатель, придя к нам, рискует не найти нужного товара. Ответ в умении анализировать и планировать оборачиваемость товарных запасов.

 

Понятия, которыми мы оперируем.

Каждый руководитель оперирует такими терминами, как ‘товарный запас’, ‘оборачиваемость’, ‘уходимость’, ‘товарооборот’, ‘коэффициент оборачиваемости’ и т. д. Однако при использовании экономических и математических методов анализа часто возникает путаница в этих понятиях. Как известно, точные науки требуют точных определений. Попробуем разобраться в терминологии прежде, чем мы подробно рассмотрим понятие оборачиваемости.

Товар - продукция, которая продается и покупается; она - часть товарно-материальных запасов. Товаром может являться и услуга, если за нее мы требуем деньги с нашего покупателя (доставка, упаковка, оплата мобильной связи по карточкам и т. д.).

Товарно-материальные запасы - это перечень активов (товаров, услуг) компании, пригодных для продажи. Если вы занимаетесь розничной и оптовой торговлей, то вашими товарно-материальными запасами являются не только продукты, лежащие на полках, но и товары, имеющиеся в наличии, поставляемые, хранимые или получаемые - все, что подлежит продаже.

Если мы говорим о товарном запасе, то таковым считается товар в пути, товар на складе и товар, находящийся в дебиторской задолженности (поскольку право собственности на него остается у вас до тех пор, пока он не оплачен покупателем, и теоретически вы можете вернуть его к себе на склад для последующей продажи). НО: для расчета оборачиваемости товар в пути и товар в дебиторской задолженности не учитывают - нам важен только товар, присутствующий на нашем складе.

Средний товарный запас (ТЗср) - величина, которая нам требуется для собственно анализа. ТЗср за период.

Товарооборот (Т) - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот рассчитывается в закупочных ценах или ценах себестоимости. Например, мы говорим: ‘Товарооборот магазина за декабрь составил 40 000 рублей’. Это означает, что в декабре нами было продано товаров на 39 000 рублей и еще оказано услуг по доставке товаров на дом нашим покупателям на 1000 рублей.

Оборачиваемость и коэффициент оборачиваемости.

Финансовый успех компании, показатель ее ликвидности и платежеспособности напрямую зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в запасы, превращаются в живые деньги. В качестве показателя ликвидности запасов используется коэффициент оборачиваемости запасов, который чаще всего называют просто оборачиваемостью. Этот коэффициент может быть посчитан по разным параметрам (по стоимости, по количеству) и для разных периодов (месяц, год), для одного товара или для категорий.

Существует несколько видов оборачиваемости запасов:

  • оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении (по штукам, по объему, по массе и т. д.);
  • оборачиваемость каждого наименования товара по стоимости;
  • оборачиваемость совокупности наименований или всего запаса в количественном выражении;
  • оборачиваемость совокупности позиций или всего запаса по стоимости.

    Для нас актуальными будут два показателя - оборачиваемость в днях, а также число оборотов товара. Оборачиваемость запасов или скорость обращения товарных запасов. То, с какой скоростью товар оборачивается (то есть приходит на склад и уходит с него), и есть показатель, характеризующий эффективность взаимодействия закупок и продаж. Рассчитывается оборачиваемость по классической формуле: (Остаток товара на начало месяца) ( Товарооборот за месяц).

    Три важных момента:
    1.  Если у компании нет запасов, то нет смысла вычислять оборачиваемость: например, мы торгуем услугами (содержим салон красоты или даем консультации населению) или осуществляем поставки покупателю со склада поставщика, минуя свой собственный склад (например, книжный интернет-магазин).

    2.  Если мы неожиданно для себя реализовали какой-то крупный проект и продали необычно большую партию товара под заказ покупателя. Например, компания выиграла тендер на поставку отделочных материалов в строящийся рядом торговый центр и под этот проект завезла на склад большую партию сантехники. В таком случае товары, поставленные под этот проект, не должны приниматься в расчет, так как это была целевая поставка уже проданного заранее товара.
    И в том, и в другом случае магазин или компания получает прибыль, но товарные запасы на складе остаются нетронутыми.
     По сути дела нас интересует только живой запас - это количество товара, который:
    • приходил на склад или продавался за рассматриваемый период (то есть любое его движение); если движения не происходило (например, целый месяц элитный коньяк не продавался), то необходимо укрупнить период анализа по данному товару;
    • а также это количество товара, по которому движения не было, но товар был на остатке (в том числе и с отрицательным остатком).
    Если было обнуление товаров на складе, то эти дни необходимо вычеркнуть из анализа оборачиваемости.

    3.  Все подсчеты по оборачиваемости необходимо проводить в закупочных ценах. Товарооборот считается не по цене реализации, а по цене закупленного товара. Оборачиваемость сама по себе ни о чем не говорит - нужно отслеживать динамику изменения коэффициента (Обр), учитывая следующие факторы:
    • коэффициент уменьшается - идет затоваривание склада;
    • коэффициент растет или очень высокий (срок хранения меньше одного дня) - работа 'с колес’, что чревато отсутствием товара на складе.

      В условиях постоянного дефицита средняя величина складского запаса может быть равна нулю - например, если спрос все время растет, а мы не успеваем привозить товар и продаем его ‘с колес’. В таком случае нет смысла считать коэффициент оборачиваемости в днях - возможно, его надо считать в часах или, наоборот, в неделях.

    Если компания вынуждена хранить на складе товары нерегулярного спроса, товары с сильно выраженной сезонностью, то достижение высокой оборачиваемости - нелегкая задача. Для обеспечения удовлетворенности клиента мы будем вынуждены иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, что будет тормозить общую оборачиваемость запасов. Поэтому расчет оборачиваемости по всем запасам в компании некорректен. Правильно будет считать по категориям и по товарам внутри категорий (товарным позициям).

    Также для магазина большую роль играют условия поставки товара: если закупка товара производится с использованием собственных средств, то оборачиваемость очень важна и показательна; если же в кредит, то собственные средства вы инвестируете в меньшей степени или не инвестируете совсем, тогда низкая оборачиваемость товаров не является критичной — главное, чтобы срок возврата кредита не превышал показатель оборачиваемости. Если же товар берется в основном на условиях реализации, то в первую очередь надо исходить из объема складских помещений, и оборачиваемость для такого магазина является последним по важности показателем.

    Норма оборачиваемости.

    Очень часто можно услышать вопрос: ‘А какие нормы оборачиваемости существуют? Как правильно?’. Коэффициент оборачиваемости не имеет рекомендуемых значений. Закономерность одна: чем он выше, тем меньше времени товары находятся на складе, тем быстрее они превращаются в деньги. НОРМА ОБОРАЧИВАЕМОСТИ - это количество дней (или оборотов), за которые, по мнению руководства фирмы, должен быть реализован запас товара, чтобы торговлю можно было считать успешной.
    В каждой отрасли - свои нормы. Некоторые компании имеют различные нормы для различных групп товаров.

     В одном из сетевых супермаркетов норма оборачиваемости по непродовольственной группе делится на основе АВС-анализа: для товаров А - 10 дней, для товаров группы В - 20 дней, для С - 30. В этой розничной сети закладывают в показатель товарного запаса месячную оборачиваемость, а товарный остаток по магазину складывается из нормы оборачиваемости плюс страховой запас. Нормы оборачиваемости будут выше у небольших предприятий, работающих на конечного потребителя, и гораздо меньше у предприятий, производящих продукцию группы А (средства производства), - из-за длительности производственного цикла.

    Опять же есть опасность грубого следования нормативам: например, вы не вписываетесь в норматив по оборачиваемости и начинаете снижать страховой запас. Как результат получаются провалы на складе, возникает дефицит товара и неудовлетворенный спрос. Или начинаете снижать размер заказа - как следствие растут расходы на заказ, транспортировку и обработку товаров. Оборачиваемость повышается, а проблемы с наличием остаются.

    Норма является общим показателем, и следует реагировать и принимать меры, как только обнаруживается какая-то негативная тенденция: например, рост запасов опережает рост продаж, и одновременно с ростом продаж снизилась оборачиваемость запасов.

    Тогда нужно оценить все товарные товары внутри категории (возможно, какие-то отдельные наименования закупаются с избытком) и принять взвешенные решения. Например, искать новых поставщиков, способных обеспечить более короткие сроки поставки, стимулировать продажи по этому виду товара, выделить ему приоритетное место в зале, обучить продавцов консультировать покупателей именно по этому товару, заменить на другой более известный бренд и т. д. 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД