Бизнес - это партнерство

Война, война: Может быть, на определенном этапе развития война и представляет собой необходимость - скажем, для отражения внезапной атаки. Но в целом война - дело опасное и нежелательное.

Война, война: Может быть, на определенном этапе развития война и представляет собой необходимость - скажем, для отражения внезапной атаки. Но в целом война - дело опасное и нежелательное. Конечно, никто не будет спорить, что ресурсы ограничены и их на всех не хватит. Но если постоянно вести войны, то можно потерять и то, что имеется. Ввязываясь в войну, никогда нельзя быть полностью уверенным в том, что выйдешь победителем. Война - это большой риск даже для хорошо подготовленного бойца. Долгие войны изнуряют и могут привести к банкротству всех участников бизнес-боевых действий. Всех денег не заработать, весь мир своими товарами не завалить. Даже в прошлом, несмотря на всю готовность в любое время начать войну, военные все равно больше ценили мир.

Будучи существом коллективным, человек всегда стремился решать все вопросы сообща. Да, впрочем, в одиночку он вообще мало на что был способен. Сотрудничество, партнерство, объединение с древних времен являлось средством выживания слабых человеческих существ.

Существует множество ситуаций, когда в бизнесе несравнимо более выгодным является партнерство, то есть отношение к конкуренту как к полноправному участнику бизнеса, которого мы не собираемся уничтожать, а наоборот, собираемся с ним сотрудничать.

Принципы делового сотрудничества чрезвычайно распространились на Западе, особенно в ответ на угрозу внешней конкуренции. Среди них такие известные принципы делового поведения, как "co-makership и win-win", которые приблизительно можно перевести, как "вместе сделаем - вместе выиграем". Сюда стоит добавить и многочисленные этические кодексы поведения участников рынка, самым известным из которых является "Деловая этика" корпорации Филипс.

Многие экономисты уже подвергают сомнению некогда незыблемое правило Адама Смита о том, что конкуренция, будучи двигателем экономики - всегда идет на благо потребителю, так как способствует снижению цен. Большие затраты на разработку могут совершенно изменить это правило. Конкуренты, если они не ведут тайных сговоров, считают взаимный обмен информацией о ходе разработки новых товаров/изделий нарушением принципа коммерческой тайны. Поэтому каждая фирма вынуждена дублировать работу другой, повторять те же ошибки, тратить те же деньги. Это похоже на то, как если бы фирма поручила разработку одного товара десятку разных отделов НИОКР, запретив им делиться какой бы то ни было информацией до завершения проекта. В результате либо повышается себестоимость (в которую включаются затраты на разработку), либо уменьшается прибыль. Может получиться даже так, что фирма- победитель, хотя и будет продавать товар по самой низкой цене (от чего потребители, понятное дело, будут в восторге), но сама, тем не менее, окажется на грани банкротства. Учитывая, какую большую долю затрат занимают затраты на разработку и испытания, партнерство между фирмами в ряде случаев оказывается значительно более выгодным, чем конкуренция, причем для всех, и в первую очередь - для потребителей.

Партнерские отношения к другим фирмам могут сделать еще одно доброе дело - согласование стандартов. Когда фирмы ведут войну, каждая старается "привязать" потребителя к своей продукции через несовместимость своего товара с товарами других фирм. Именно так произошло с батарейками для часов (их не менее 30 типов), системами видеозаписи (3 основных и порядка 11 дополнительных), типами видеокассет (VHS, Beta, Video-8) и многими другими товарами. Партнеры же могут согласовать стандарты, типоразмеры и таким образом значительно облегчить жизнь не только потребителю, но и друг другу.

В нынешнее время конкуренция возросла настолько, требования потребителей усилились до таких пределов, что многим фирмам уже сложно выжить в одиночку, без взаимной поддержки со стороны партнеров - недавних конкурентов. Это особенно очевидно при реализации крупных международных проектов, которые в принципе невозможно осуществить без взаимного сотрудничества фирм, являющихся при прочих условиях явными конкурентами. Это происходит практически во всех отраслях, включая строительство, космические исследования, авиационную промышленность, банковскую сферу. Существует множество вполне объективных ситуаций, когда прямое противоборство способно выжать из фирм все соки и привести к обоюдному разорению, что особенно характерно для ценовых войн, в результате которых разориться может даже тот, кто ее начал.

 Гораздо приятнее видеть в конкуренте коллегу, который готов помочь просто потому, что знает, что Вы вместе делаете общее дело. Делая общее дело, как-то не хочется смотреть на партнера как на врага.

Встречаясь вместе, партнеры готовы многое друг другу рассказать, предупредить об опасности. Больше друзей - больше возможностей. Надо поддерживать мир со всеми. Даже новые участники рынка - не всегда однозначно конкуренты. Если приглядеться внимательнее, они своими товарами могут вовсе не отнимать рынок у Вас, а расширять его в принципе, вовлекая в него тех, кто ранее и не подумал бы о том, чтобы стать на данном рынке покупателем. Например, Rafael Aguayo считает, что японские автомобилестроители не там сильно испортили дела американской "Тройке", ибо они не столько отнимали рынок у Ford, GM и Chrysler, сколько расширяли его вообще, давая возможность пробрести машину людям со скромными финансовыми возможностями и большими запросами по качеству. Без присутствия японских автомобилей на американском рынке многие в принципе не предполагали приобрести автомобиль и поэтому не являлись целевым рынком для американских автопроизводителей. [7]

Если война и приносит какие-то плоды, то только ценой больших жертв. Дружба, партнерство - всегда более эффективны и безопасны, тем более, что сотрудничество, стремление к общности, коллективу - является той чертой характера человека, которая дала ему выжить в прошлом, и даст возможность процветать в будущем.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток