Когда самомотивация не работает (часть № 2)

Уже первые исследователи и теоретики вопросов мотивации ключевым моментом, обеспечивающим успех, определяли индивидуальный подход к мотивации каждого сотрудника. У разных людей будут разные поведенческие мотивы.

   Уже первые исследователи и теоретики вопросов мотивации ключевым моментом, обеспечивающим успех, определяли индивидуальный подход к мотивации каждого сотрудника. У разных людей будут разные поведенческие мотивы. И чтобы условия работы и вознаграждение соответствовали ожиданиям сотрудников, сохранить которых и мотивировать, работодатель заинтересован, подход к каждому должен быть личным.

В силу этого индивидуального и личностного подхода все существующие теории мотивации применимы не только к рабочим коллективам, но и к человеку вне работы. Ведь гораздо чаще, чем этим в Украине занимаются работодатели, человеку приходится заниматься самомотивацией, и особенно самомотивацией на работу.

Авторы существующих теорий мотивации - Маслоу, Герцберг, Маккеланд, Врум и другие (еще в первой половине ХХ) дают века нам инструменты для понимания самих себя и собственных мотивов, а также позволяют человеку самостоятельно наблюдать за динамикой своих потребностей и целей в течение лет. И наши современники – Райнхард Шренгер («Мифы мотивации), Адриан Бекман («Самоменеджмент»), Клаус Кобъёлл («Мотивация персонала в стиле экшн»), Михалий Чиксентмихаий («Flow: The Psychology of Optimal Experience») и многие другие. Не отрицая предшественников, наши современники еще больше внимания сосредоточили на эмоциональной составляющей работы и важности не только со стороны организации уделять внимание мотивам сотрудников, но и необходимости каждому человеку осознанно управлять своей мотивацией, относиться внимательно к своему эмоциональному настроению, контролировать и поддерживать его в тонусе.

Михалий Чиксентмихаий, кстати, небезосновательно утверждает, что самые лучшие моменты вашей жизни могут произойти с вами именно на работе. Для описания состояния высочайшего творческого подъема и истинного вдохновения в работе он применил термин – «flow», который можно перевести как «поток». Это состояние «потока» он сравнивает с ощущениями художника, под кистью которого холст оживает и превращается в бесценное произведение искусства. Чиксентмихаий приводит это сравнение, чтобы описать состояние «потока» - состояние повышенной концентрации внимания, продуктивности и счастья, к которому интуитивно стремятся все люди (цитируется близко к тексту по реферату статьи Энн Марш « The Art of Work » , Fast Company, E-xecutive). Согласно мнению Чиксентмихаия, состояние «потока» достигает наивысшей отметки, когда целью деятельности становится общественное благо. Философия Flow Business успешно применяется в бизнесе таких компаний, как Ericsson, Patagonia, а так же в политике.

Также, не отрицая справедливости и эффективности теории Flow Business , в рамках этой статьи считаю важным обратить внимание всех ее нынешних и будущих приверженцев на то, что состоянию полной гармонии с миром и космосом (назовем его озарение), требующего полной концентрации внимания, в котором художник (писатель) творит бесценные шедевры, предшествует период напряженной внутренней работы. А после того, как шедевр написан, любому творцу, как и простому человеку требуется отдых. А также, не факт, что работу в стиле творца удастся запихнуть в жесткий регламент рабочего времени, и что музы творчества будут слетаться к вам аккурат к началу рабочего дня и разлетаться к его окончанию. Скорее всего, творчество поглотит все ваше время. А то над чем вы работаете бодрствуя, станет вам даже сниться. Вы к этому готовы?

В зависимости от масштаба дарованного таланта, запаса личной энергии творца и его самоорганизованности плодотворные периоды в работе могут быть больше или меньше. Соответственно больше или меньше масштаб и количество его наследия для человечества. Для примера, один всемирно-извесный украинский художник, картины которого приобретены многими музеями, частными коллекционерами в США, Германии, Швеции, Швейцарии, Италии, Великобритании, коммерческими компаниями и даже Сбербанком России, откровенно признался, что пишет только два месяца в году. Остальное время наслаждается жизнью, т.е., на языке психологов, мотивирует себя, собирает впечатления для будущих исключительно ярких и солнечных шедевров.

Поэтому, выбирая для  своего бизнеса или своей жизни стиль Flow Business , стоит постараться спрогнозировать, как и с какой продолжительностью будут чередоваться периоды активного творчества и пассивной внешне внутренней работы у вас, у ваших сотрудников.

Динамика современного мира (технологическая и информационная) настойчиво требует все более технологичным и лаконичным делать процесс творчества. Это, безусловно, помогает. Писателю уже не нужно писать и переписывать свои произведения от руки – есть же компьютер и удобный электронный текстовый редактор… Дизайнеру не обязательно творить свои шедевры кистью на холсте и ждать, когда высохнут грунт и краски, тоже можно на компьютере. Хотя, в отличие от литературы, компьютерный дизайн и картины, созданные с помощью высоких технологий стали самостоятельным искусством, не исключающем ценности холста и красок.

Изменился и период для оценки этого наследия. Многие изобретательские идеи Леонардо да Винчи (художника, скульптора, учёного, инженера и архитектора) воспринимались его современниками как бредовые и нашли понимание и признание лишь спустя 500 лет. Современные художники не готовы ждать признания так долго, при этом жить скромно, а иногда и в кредит. Современные читатели тоже не всегда готовы прочесть пусть даже потрясающей художественной красоты и глубины произведение объемом сравнимым с объемом романа «Война и мир». В чтиве абсолютное предпочтение массового читателя давно за легкими детективами и женскими романами. (И это правильно. Люди интуитивно «закрываются» от тяжелых переживаний воспроизведенных в мировой литературе XVIII - XIX веков, и от части трагических новостей и событий современности). В общении все чаще SMS , уверенно сокращаемое до смайлика.

Что же тогда ожидать от сотрудников на работе? Они тоже ожидают быструю обратную связь от своего клиента и руководства и желательно положительную, со смайликом. Наличие такой связи и есть мотивация (точнее, один из вариантов нематериальной мотивации).

Но когда мы говорим о самомотивации, главное помнить, что это мотивация, которую нам придется создать себе САМИМ.

Для успешной самотивации нужно научиться давать своевременную и позитивную обратную связь самому себе. А это намного важнее, чем от руководства, клиентов или коллег. Особенно в бизнесе.

В следующей статье продолжение

«Когда самомотивация не работает»  (часть № 3)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Медицина, фармацевтика Менеджмент, керування, KPI