Долгосрочные и краткосрочные цели компании: обзор самых важных этапов стратегического планирования и внедрения планов в жизнь компании

Долгосрочные и краткосрочные цели компании: обзор самых важных этапов стратегического планирования и внедрения планов в жизнь компании

Перед каждым руководителем, особенно, в период запуска и роста компании, стоит вопрос — как объединить работу всего коллектива так, чтобы все слаженно продвигались к общей цели и добивались запланированного результата. Давайте обсудим.

Итак...

Чтобы описать все нюансы такой работы — нужна не статья, а солидный учебник. Поэтому сегодня цель моей статьи не дать исчерпывающую информацию по этой теме, а сделать ее краткий обзор. Который вы сможете прочесть за 15-20 минут, получить общее представление об основных этапах такого планирования и сразу начать внедрять его в свою практику.

Те, кому эта тема интереснее глубже и детальнее, пишите свои вопросы в комментариях к статье (лучше в блоге), желательно указав, чем занимаетесь, какой у вас коллектив. Хотите получить развернутый ответ, практическую рекомендацию – напишите вводную информацию о вашей компании, тогда я смогу дать качественный и аргументированный ответ, комментарий, совет. Жду ваших вопросов!

А пока рассмотрим процесс стратегического планирования концептуально. 

«Если вы хотите научить людей новому мышлению – не тратьте свое время попусту. Лучше дайте им инструмент, пользование которым научит их мыслить по-новому».

Есть ряд инструментов, которые гарантированно помогут сотрудникам понять цели компании, увидеть свою работу, а также понять результат, который ожидает компания от каждого. Это долгосрочное и краткосрочное планирование, обозначения основных целей компании, каждого конкретного сотрудника, прописание ключевых показателей результативности, которые понятны каждому в коллективе. По ним и сам сотрудник, и его руководитель сможет понять, достигнут результат или нет.

Естественно, все начинается с того, что сам собственник бизнеса должен иметь полное понимание целей и того, как каждое подразделение должно сработать на достижение этих целей.

Руководителю важно определить две ключевые точки: 
1. какие стратегические планы компании на ближайшие 5 лет;
2. что нужно сделать в ближайшие 90 дней по отношению к этому плану.

Это самая важная работа, которая есть в обязанностях  собственника-руководителя. Долгосрочная стратегия, как правило, почти не подвергается изменениям, а краткосрочный план, может быть динамичным и меняющимся. Основное в этом плане – достичь цель, а пути достижения могут и должны корректироваться по ходу реализации. 

Стратегический план компании на 5 лет

Этот план должен писаться и утверждаться собственником бизнеса. Основа этого плана – личные цели предпринимателя. Не буду останавливаться на вопросе, а как же понять свои личные цели и перевести их в бизнес цели, все эти вопросы подробно разобраны в открытом бесплатном уроке, если вы до сих пор не работали по этим материалам, они находятся тут. 

Итак, у нас обязательно должно быть понимание, сколько компания планирует заработать, через год, через два, через пять лет.

Стратегические пятилетние цели могут быть как материальными, так и нематериальными.Например: материальные – чистая прибыль компании, стоимость основных средств, ежегодный оборот; нематериальные – узнаваемая торговая марка, коллектив сотрудников 50 человек, три отделения в разных районах города.

Стратегический план – видение, которое у вас есть по отношению к развитию бизнеса. Важно для себя понять, насколько я хочу развивать этот бизнес, на какой уровень я хочу его вывести, готов ли я управлять таким бизнесом долгосрочно, готов ли  я расти и развиваться, как руководитель и управляющий, вместе с этим бизнесом. Рост и развитие бизнеса = рост и развитие руководителя.

Краткосрочный план на 90 дней (квартал)

Как перевести пятилетний, глобальный план в краткосрочный, квартальный? Необходимо большие пятилетние цели перевести в годовые, а годовые — в квартальные.

Цель краткосрочного планирования (90 дней)– предсказуемость. Если компания не может определить, где она находится сегодня, и предсказать, где она будет через неделю, месяц, квартал или год – такая компания не будет расти.

Хочу еще раз обратить внимание на то, что под краткосрочным планом мы понимаем план на 90 дней (на квартал). Зачастую руководители воспринимают план на квартал, как долгосрочный, а под краткосрочным планированием понимают недельное, ежедневное планирование. Еженедельное и ежедневное планирование нужно обязательно, но это уже работа с коллективом по реализации плана. Как я уже говорила, краткосрочный план достаточно динамичный, и подвержен изменениям с точки зрения путей реализации плана.

ТОП-5 целей и одна самая главная

Когда цели компании продуманы и расписаны, часто оказывается так, что их слишком много — иногда в плане оказывается несколько десятков пунктов один важнее другого. Такой план практически всегда нереален. И чтобы план стал основной работы, из него нужно будет вычленить то, что важно именно на ближайшие недели/месяцы.

У компании должны быть 5 основных приоритетных целей (ТОП-5), которые могут меняться каждый квартал (иногда и чаще). Из этой пятерки, у компании должна быть обозначена  главная приоритетная цель (ТОП-1).

Приоритетные цели компании могут меняться даже в краткосрочной перспективе. Это может и должно быть обозначено в плане компании.

Пример: Молодая компания, которая несколько месяцев назад вышла на рынок.

Таблицу с примером, к сожалению разместить не смогла, вы можете посмотреть ее тут.

Роль каждого отдела/сотрудника в достижении ТОП-5 целей

Ключевые сотрудники компании должны видеть все цели одинаково. У каждого сотрудника компании должен быть свой список приоритетов, согласующихся с приоритетами компании. У каждого из сотрудника должен быть свой список (ТОП 5), и из него должна быть вырисована своя главная цель (ТОП-1). Все зависит от того чем занимается человек. Бывает так, что в списке задач сотрудника нет работы, которая влияет на результат по отношению к главной цели, но у него есть вой перечень целей, не менее важный для компании. 

Когда все члены команды начнут видеть свою часть работы в достижении общей цели, понимать, чем по большей части должно быть занято их время и их мысли, вы увидите качественные изменения в их работе.

Но только расписать цели каждого – важно, но недостаточно.

Следующий шаг — научить всех в компании оценивать свои результаты.

Ключевые показатели эффективности

Как понимать достигнута ли цель? Руководителю обязательно необходима обратная связь, которая позволит получать информацию в режиме реального времени – ключевые показатели результативности, как самого процесса (цели), так и каждого сотрудника по отношению к задаче. Ключевые показатели результативности могут быть как количественные, так и качественные, важно только их определять и понимать.

Например: количественный показатель – 100 новых регистраций на сайте; качественный показатель – целевые контакты. Как правило, ключевые показатели результативности – сочетание количественных и качественных показателей.

У каждого сотрудника должен быть как минимум один ключевой показатель ежедневной и еженедельной эффективности труда, который будет стимулировать его работу.

В компании должен быть эффективный ритм ежедневных, еженедельных, ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных совещаний, который поддерживает согласованность действий и устанавливает ответственность сотрудников. Этот ритм позволит всем получать нужную информацию, мыслить одинаково и нести ответственность за свои действия.

Повестка дня для каждого совещания должна позволять достичь необходимого равновесия между краткосрочными и долгосрочными планами. Цель – убедиться в продвижении к цели или определить препятствия, мешающие этому.

Работать по плану – просто! Помогите своему коллективу понять ваши цели, начтите планировать, доносить эти планы и расставлять акценты – это и есть ключевая задача руководителя!


Напоминаю! Эта статья — ОЧЕНЬ краткий обзор основных этапов. Еще раз суммирую основные шаги:

  1. Создание долгосрочного стратегического плана компании на 5 лет
  2. Создание краткосрочного плана на 90 дней
  3. ТОП-5 целей на квартал
  4. ТОП-1 или одна самая главная цель на квартал
  5. Распределение работ на достижение целей компании между всеми сотрудниками
  6. Для каждого сотрудника нужно выделить показатель эффективности его достижения краткосрочной цели
  7. Регулярные совещания, где центром обсуждения будет продвижение каждого отдела и компании в целом по краткосрочному плану.

Пишите свои вопросы, делитесь своим опытом с другими! Какие этапы такого планирования вы уже используете, а какие еще нет? Какие сложности возникают?


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI