Бизнес-образование – таблетка для лечения бизнеса?

Настоящее бизнес обучение – это не «таблетка»,а «ценный комплекс витаминов», который повышает эффективность иммунитета противостоять «болезням». Не ищите панацею от всех болезней в «таблетках»,«болезнь» вашего бизнеса лучше предупреждать,чем лечить.

При слове «таблетка» у меня сводит челюсть, как от запаха в зубоврачебном кабинете. Со всей ответственностью могу Вам сказать, что «таблетки» к бизнес обучению никакого отношения не имеют.

Слышали когда-нибудь фразу «лечить болезнь»? Таблетки существуют именно для этого. Выпил и снижается температура, проходит боль, прекращается насморк, а спустя пару лет вы недоумеваете, откуда воспаление легких с осложнением, и это все летом.

Так и с компаниями, выбирающими обучение по принципу «таблетки»: быстро, дешево и сердито. Проблемы, которые они пытаются таким образом решить, никуда не уходят, отложенные на «потом», они вырастают до размеров способных разрушить компанию. И я не преувеличиваю, компания легко отделается, если пресловутое «дешево и сердито» окажется безобидным «плацебо» (пустышкой, без каких-либо последствий).

Чему вообще можно учиться? А учиться можно двум вещам: обучение может быть профессиональное (техническое) и может быть личностное. И очень многие компании часто думают, что первое важнее второго, и, не задумываясь о последствиях, прописывают сотрудникам «таблетки».

Встречались ли вам бухгалтера, профессионалы своего дела, которые ценой героических усилий пытаются преодолеть завалы в работе, и при этом лучше держаться от них на расстоянии? Знаете, как решают проблему их руководители? Не поверите, они отправляют таких ценных работников на курсы повышения квалификации. И когда такой бухгалтер возвращается с багажом новых знаний – о, какая неожиданность, путаницы в работе становится еще больше.

А проблем внутри любой компании традиционно три и все они имеют отношение к личностным качествам сотрудников: люди не умеют общаться, люди не умеют организовывать (процесс, людей и себя), люди не умеют элементарно планировать свою работу. Все неурядицы, нетерпимость друг к другу, стресс – это именно то, что у большинства наших соотечественников ассоциируется с работой. И подавляющее большинство считает, что это нормально!!?

Авралы, форс-мажоры, невыполненные обязательства — я могу еще долго продолжать. Меня удивляет другое, почему руководители компаний вместо того, чтобы устранить эти досадные недоразумения, «разрубив гордиев узел» раз и навсегда, придумывают персоналу скучное, ненужное, часто абсолютно непрофессиональное профильное обучение. Видимо только для того, чтобы успокоить себя мыслью «я сделал все, что мог».

Это не исключает того факта, что профильное обучение имеет право на существование, и приносит свои плоды, но, к сожалению, процент результативности такого обучения очень мал. Солидные результаты могут давать только известные школы бизнеса, и обучение в них занимает никак не меньше, чем полгода.

При этом прошу не путать профессиональное обучение, например, продавца, с обучением продажам на тренингах. Потому что тренинг по продажам — это тренинг личностный.

Профессионально продавца обучают ведению документации, планированию ассортимента, выписыванию расчетных документов и т.п. А тренинг по продажам?
Открою вам страшную тайну: все эффективные тренинги по продажам обучают людей, страшно сказать,…. общению. Понимаете, общение – это обмен идеями между людьми, а не впаривание, втюхивание, манипулирование другим человеком исключительно корысти собственной ради. И продавцы часто грешат тем, что навязывают собственное мнение, спорят, обесценивают мнение и личный опыт клиента, и…. совершенно его не слышат или скорее даже не слушают. Поэтому эффективный тренинг по продажам или переговорам учит искусству быть собеседником.

Точно также в вузах могут учить на управленцев разных уровней, а тренинг по управлению людьми – это обучение не профессиональное, а личностное. Здесь еще проще: вузы, лекторы, книги могут обучить любого человека быть руководителем, а вот что при этом делать может научить только профессиональный тренер с опытом работы на руководящих должностях. Потому что тренинг – это не только новые идеи по ведению бизнеса, это место где тренируются.

Поэтому каждый раз, выбирая обучение для персонала, разумный руководитель будет думать, а чему его профессиональных сотрудников не учили в вузах. Общению, умению достигать поставленных целей, умению руководить, справляться с трудностями, нестандартными ситуациями и т.д., и т.п. И на самом деле тренинговое обучение направлено на то, чтобы людям дали именно личностный рост.

В целом настоящее краткосрочное бизнес-обучение может касаться только трех вещей: навыков общения, управления людьми и планирования. Всего лишь три простых понятия, которые можно объединить под одним общим названием – это тренинги повышения личной эффективности человека.

Так упоминавшегося ранее бухгалтера стоило учить общаться с людьми – и глядишь «люди к нему потянуться», а еще более важным было бы толковое обучение планированию времени и организации рабочего процесса.

Управление временем или тайм-менеджмент – актуальная тема для бизнес обучения. И поверьте, после тренинга у профессионала эффект будет значительный и что самое важное долгоиграющий. Потому что, управляя временем, мы добиваемся поставленных целей, успеваем больше, ощущаем полноту жизни и не растрачиваем драгоценные часы и минуты впустую. Эффективность обученного сотрудника после тренинга по управлению временем вырастает ощутимо, потому что меняет взгляд на жизнь и свое место в ней, а не просто учит составлять бесконечные списки дел, которые никогда не будут выполнены.

Не стоит забывать, что бизнес обучение имеет один недостаток. Человек, растущий как личность, может вырасти из вашей компании и уйти из нее. В таких случаях будьте ему благодарны за то, что он вас покинул сейчас, а не подвел в ответственный момент.

При этом у бизнес образования есть очень солидное преимущество — лучше работать в команде эффективных, приятных в общении людей, объединенных общей целью, чем с теми, кто постоянно смотрит, «чья лошадь больше», ему не до ваших задач, идей, планов, ему не до работы в вашей компании.

Настоящее бизнес обучение – это не «таблетка», а «ценный комплекс витаминов», который повышает эффективность иммунитета противостоять «болезням». Не ищите панацею от всех болезней в «таблетках», «болезнь» вашего бизнеса лучше предупреждать, чем лечить. И будьте здоровы!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток