Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Как Савелий Борисович и Иван Николаевич производственную себестоимость учитывали

Как Савелий Борисович и Иван Николаевич производственную себестоимость учитывали

Ежедневный опыт общения с бизнесменами дает однозначную возможность утверждать – вопрос формирования себестоимости, остается актуальным и по сей день, так как само понятие «себестоимость» в учете очень неопределенно.

В то же время тот самый опыт позволяет предположить, что читать большие, изобилующие формулами книги времени у бизнесменов нет. Конечно, считать себестоимость – не шутки шутить, но облегчить описание подсчета – другое дело. Вашему вниманию – история о двух помирившихся конкурентах.

Полный и переменный учет

Заядлые конкуренты - производители керамической плитки - Савелий Борисович и Иван Николаевич, из принципа подходили к вопросу учета себестоимости продукции по-разному. Савелий Борисович, управленец старой закалки, предпочитал подсчитывать производственную себестоимость методом полного учета затрат (Absorption Costing), Иван Николаевич, молодой менеджер с «брендовым» дипломом, – методом переменных затрат (Variable Costing). Другими словами, первый включал в себестоимость все производственные затраты – и постоянные и переменные, понимая, что без постоянных затрат выпуск продукции все равно не возможен. Второй постоянные затраты в себестоимость не включал, а относил непосредственно в отчет о финансовом результате на тот период, когда они произошли. Мол, предприятие несет их в любом случае, даже если не производит вообще ничего. 

У Савелия Борисовича никогда не возникало проблем с бухгалтерией в части учета производственной себестоимости. Украинские стандарты бухучета (а также международные стандарты и законодательство большинства стран) предусматривают подсчет производственной себестоимости именно методом полного распределения затрат. Иван Николаевич с главным бухгалтером ругался регулярно – тому приходилось все пересчитывать и переписывать. Зато у финансового директора ходил в любимчиках. 

Заказчики

Как-то раз, случилось Савелию Борисовичу отказать заказчику. Рыночная цена за метр плитки – 20 гривен, плановый объем производства  - 1 млн. метров. Суммарная себестоимость реализованной плитки – 15 млн. гривен, из которых 3 млн. – постоянные производственные затраты. Заказчик попросил 100 тысяч метров по договорной цене в 13 гривен. Савелий подсчитал – 15 млн/1млн = 15 гривен на единицу продукции. И отказался от невыгодного заказа.

Растерянный заказчик направился к Ивану Николаевичу. Показатели тут все те же, только Иван Николаевич знал, что 3 миллиона постоянных затрат на 10% увеличение объема производства никак не отреагируют. И посчитал только переменные производственные – 15 млн – 3 млн = 12 млн/1 млн = 12 гривен. Таким образом, Иван Николаевич заработал дополнительных 100 тысяч гривен. 

Налоговики 

Пришло время подбивать итоги периода. Савелий и Иван начали с одинаковых показателей при производстве 1100000 метров из которых 100000 в конце периода остались на складе: выручка с 1000000 метров по 20 гривен – 20 миллионов, переменные производственные затраты на 1 100000 единиц по 12 гривен – 13200000. Различия начались дальше. Савелий Борисович опять же пошел путем полного учета затрат, и посчитал: постоянные производственные расходы – 3000000 грн.; себестоимость готовой продукции – 16200000 гривен, стоимость 100000 метров остатков готовой продукции на складе – 1472727,27 гривен, (16200000/1100000*100000). Валовая прибыль получилась 20000000 – (16200000-1472727,27)=5272727,27 гривен. Операционных расходов (коммерческих и административных) 400000 + 500000 = 900000 гривен. Операционная прибыль 5272727,27 – 900000 = 4372727,27 гривен.

Иван Николаевич считал методом переменных затрат, и сначала вычел из переменных производственных 13200000 гривен остаток готовой продукции на складе (100000 метров по 12 гривен = 1200000) и получил 12000000 гривен производственной переменной себестоимости реализованной продукции. Вложенный доход (это не валовая прибыль, так как в производственной себестоимости учтены только переменные затраты): 20000000 – 12000000 = 8000000 гривен. Постоянные расходы – 3900000 (3000000 производственных, 900000 операционных). Итого операционная прибыль 8000000 – 3900000 = 4100000 гривен. Ну а потом Иван Николаевич в очередной раз сильно расстроил главного бухгалтера – Нину Михайловну, так как той пришлось засучить рукава и до ночи пересчитывать все заново, чтобы спасти компанию от налоговых санкций. По сути, Нине Михайловне просто пришлось добавлять в финансовый результат часть производственных постоянных затрат – понесенную предприятием, но оставшуюся на складе в непроданной продукции.       

Савелий вроде как победил. Считал один раз, с бухгалтером в отличных отношениях, за налоговую не переживает. Только вот хозяин предприятия ворчит – опять не реальную картину прибыли ему показал. А Иван из кабинета хозяина вышел с улыбкой, зато Нина Михайловна его чаем поить перестала. Словом, ни тому, ни другому.    

Как видим, различие методик в учитываемых факторах (рисунок 1). А принципиальная разница – в поведении остатков готовой продукции на складе. Если произвели ровно столько же, сколько продали – величины операционной прибыли будут равны у обеих методик. Продали больше, чем произвели – переменный метод покажет большую прибыль, чем полный. Но обычно не случается ни первого, ни второго. Производят больше проданного, и методом полных затрат получают завышенную прибыль. Такие случаи вполне по душе налоговой инспекции, но руководители предприятия их не любят.

РИСУНОК 1. 

Примирение

В итоге, Иван Николаевич очень устал от перепалок с бухгалтером, а Савелию Борисовичу жутко надоело терять заказчиков. Конкуренты встретились и поговорили. Дальше каждый стал считать сразу двумя методами – для бухгалтерии, и для управленческих решений. Теперь у каждой компании море преимуществ:

1. благодаря переменному методу - 

  • всегда в наличии более точная картина процессов, происходящих на предприятии;
  • изменение стоимости запасов больше не влияет на прибыль, ввиду чего оценка динамики прибыли более адекватна (особенно в цене это качество при существенных сезонных колебаниях);
  • процесс принятия большинства управленческих решений (принятие специальных заказов, выбор «производить или закупать», закрывать сегмент или нет) более обоснован при наличии информации о переменных и постоянных затратах, как и операционные расчеты (точка безубыточности, операционный рычаг, запас прочности);
  • полученные данные релевантные по отношению к текущим процессам и решениям на будущее (если отнесение затрат в периоде отложено, они  становятся затратами прошлого периода и их величина уже не точна для сегодняшнего планирования);

2. благодаря полному методу -

  • работа более корректна с точки зрения концепции начисления – нереализованная, то есть лежащая на складе продукция означает не полученный доход, следовательно связанные с его производством затраты должны быть учтены в периоде реализации;
  • большая наглядность данных для ценообразования и понимания рентабельности в разрезе продуктов – учтены все понесенные предприятием для производства продукции затраты.

А Вы еще считаете себестоимость только одним из методов? Тогда Савелий Борисович с Иваном Николаевичем идут к Вам.  



Автор: Ольга Пестрецова-Блоцька
Компания: ТОТ, центр бізнес-технологій (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
 или Отменить
См. также
Формування моделі ефективного управління організацією на основі якості, Школа административного управления Зиминой, консалтинговый центр
Управленческие стили эффективного руководителя, Школа административного управления Зиминой, консалтинговый центр
Тренерский КЭМП, АС, центр корпоративного обучения Алёны Сысоевой
7 причин, чому пілатес покращить ефективність твоїх тренувань та якість життя, Академия фитнеса - Украина
Стресс вредный и полезный, ACTION, бюро технологий роста
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».