Информационные барьеры

Информационные барьеры

Счастье – это когда нас понимают! В наше время развитых современных технологий существует огромное количество способов найти и получить ту или иную информацию.

"Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что
хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и
отказываются верить в то, что им не нравится".
Скилеф

Появляется все больше разнообразной литературы, практически каждому доступен Интернет, и стоит ли говорить о телевидении, журналах, радио! Мы привыкли к обилию информационного потока, это наша жизнь.
При этом, получая гигабайты информации каждый день, самым интересным и полезным оказывается обсуждение этой информации – общение! Кстати, через общение человек получает еще больше информации, чем через СМИ. И благодаря речи обогащает свои знания.
Общение сейчас принято называть модным словом – коммуникация (лат. communicatio, от communicare - делать общим, связывать, общаться). Умение общаться или коммуникативность играет большую роль в жизни каждого человека – на работе, в семье, среди друзей.
В любом общении – деловом, личном, в публичных выступлениях важным аспектом является понимание. Ведь, если нас не понимают, фактически мы говорим зря. Приведу курьезный пример недопонимания:
Французский писатель Виктор Гюго однажды отправился за границу.
– Чем вы занимаетесь? — спросил у него жандарм, заполняя специальную анкету.
– Пишу.
– Я спрашиваю, чем добываете средства к жизни? — уточнил свой вопрос пограничный страж.
– Пером.
Так и запишем: «Гюго — торговец пером», — удовлетворенно сказал жандарм.
Со всеми нами порой случаются подобные истории.
Так давайте разберемся, почему же нас иногда не понимают окружающие!
В основах непонимания, лежат так называемые информационные барьеры. Для начала дадим простое определение: информационный барьер – преграда, мешающая принять нужную информацию. Барьеры оказывают большое влияние на полноту передаваемых сведений.

Американский социолог Г. Лассуэл предложил такую модель процесса коммуникации:
1. Кто - коммуникатор (оратор - тот, кто передает и формирует сообщение)
2. Что - сообщение (информация)
3. Как - способ передачи сообщения, канал
4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
5. Зачем - с каким эффектом, эффективность (чего желаем добиться)
Согласно этих 5 элементов и предлагаю разобраться в причинах непонимания.

1. Кто.
- Оратор внешним видом, поведением и речью не вызывает доверия. Например, если слушатели – дети и вы предстали перед ними в строгом темном закрытом костюме, всем своим видом показываете холодность и говорите заумными словами – они будут вас слушать, но скорее от страха и понимания не получится.
Решение: научиться использовать приемы, располагающие к себе аудиторию. Строить речь, вызывающую доверие.


2. Что.

  • Невнятная, тихая, монотонная речь. Когда оратор монотонно «бубнит себе под нос» кажется, что он даже сам себя не понимает.

Решение: речь должна быть четкой, громкой и хорошо поставленной.

  • Нет логики и полноты информации. Когда в речи потеряна логическая цепочка, человек начинает додумывать или придумывать недостающую информацию самостоятельно.

В начале первой мировой войны британский офицер, проходивший службу в Африке, получил депешу от командования: "Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе ". Спустя несколько дней офицер отрапортовал: "Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского еврейской национальности. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны ".
Решение: всегда четко знать к чему ведем слушателя, не уводить слушателя от цели речи, научиться соединять начало речи с замыслом и логически подводить к выводу.
Давать полную информацию, избегать обрывочных неполных сведений.

  • Нет образности, эмоционального запечатления. Речь наполнена только логикой, цифрами, доказательствами. Такую речь называют сухой. Очень важно учитывать, что не все люди мыслят с помощью логики. Есть еще образное мышление.

Решение: обогащать речь примерами (собственными, соседей, известных людей)., афоризмами, анекдотами, притчами. Избегать монотонности и сухости.

3. Как.

  • Оратор говорит слишком быстро. Удивительно, но это играет большую роль в понимании. Слушающие люди, могут просто не успевать за нашей мыслью. Сознание быстро перегружается и аудитория либо отвлекается, либо засыпает.
  • Оратор говорит слишком медленно – слушатели успевают додумывать наши мысли до того, как мы их произносим. Им становится скучно, и они находят себе какое-нибудь развлечение, перестают слушать.

Решение: скорость речи должна быть средней, примерно 120 слов в минуту.

  • Очень длинные предложения. Оратор использует сложные обороты с большим количеством соединительных слов: ибо, потому что, т.к., в одном предложении. Такая речь не только совсем не запоминается, но и просто теряет смысл для слушателя. Человек не успевает проследить за большим количеством оборотов, теряется.

Решение: необходимо максимально упрощать речь. Предложения должны быть короткими, от 5 до 9 слов. Если не получается упростить предложения, можно разделять их смысловыми паузами.

  • Речь носит анонимный характер. Постоянное употребление в речи анонимов – она, они, оно – приводит к большому непониманию. Слушатели перестают понимать кто такие «они» и почему «оно» «с кем-то» «как-то» «где-то».
  • Решение: называйте вещи своими именами. Употребляйте названия, имена. Обозначайте место, происходящих событий. Персонифицируйте предметы.


4. Кому.

  • Забыли про аудиторию. Иногда бывает и такое. Оратор увлекся своей речью, с жаром и пылом говорит и не замечает, как ведет себя аудитория. Не видит, слушают его или нет, понимают или нет.
  • Решение: наладить контакт с аудиторией, быть на «одной волне». Вести речь с помощью риторического диалога с аудиторией.
  • Тема и способ подачи не информации не близки людям.

В лесу известны все дела:
Орлу на уровне орла,
Грачу на уровне грача,
Сычу на уровне сыча.
А что там знает воробей,
Не представляю, хоть убей!

  • Решение: говорить на языке, привычном для слушателя. Принцип подобия.


5. Зачем.
Нет или забыта цель речи. Речь всегда носит какой-то замысел, цель. Ведь мы говорим не просто так, а для чего-то. Очень важно не забыть об этом во время выступления. Например, лектору в университете необходимо прочитать лекцию, обучить. Студентам она кажется скучной, и они легко уводят преподавателя от темы разнообразными «невинными» вопросами. Казалось бы, всем хорошо, но лекция не прочитана и цель не достигнута.
Решение: «не распыляться». Если пришли агитировать – агитируйте, убеждать – убеждайте! Набросайте предварительно план речи и старайтесь его придерживаться.

Итак, общение, общение и еще раз общение! Постарайтесь учитывать все эти пять элементов в своей речи и вас всегда поймут! Вы сможете достучаться до сознания слушателя и добиться речью желаемого результата.

Учитесь говорить красиво. Учитесь говорить профессионально. Успехов вам!

Шевцова Наталья

http://zhivoeslovo.com/bazovyj-kurs.html


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект