Что такое бюджетирование и бюджет в Вашей компании

Бюджетирование как одна из составляющих систем управления финансами интенсивно применяется во многих российских предприятиях. Смысл любой системы бюджетирования - управление бюджетными данными, бюджетами.

Бюджет - это в первую очередь план, план чего-то. Он может быть выражен в денежных величинах, а может и в количественных. Как и в любых планах, величины прогнозируются на какую-либо будущую дату или за какой-либо будущий период. Например, я планирую сегодня утром совершить пробежку длиной в пять километров. Это значит, что мой бюджет по пробежке на сегодня утром - пять километров. Если я пробегу меньше - бюджет не выполню, а больше - перевыполню.

 

Конечно, любой план должен преследовать какую-то цель. Также и составление бюджета как такового преследует ряд целей: установление потребностей в тех или иных ресурсах; эффективное управление имеющимися ресурсами. Бюджет также позволяет понять и оценить возможности и слабые места, оптимизировать использование и распределение ресурсов.

 

Бюджет всегда ставит определенные цели, к которым надо стремиться. Я определил бюджет по пробежке на сегодня в пять километров, значит я буду стремиться их пробежать, не так ли?

 

Действующее предприятие (организация) постоянно перерабатывает различного рода ресурсы (запасы и материалы, профессионализм работников, приобретенные товары и услуги и т.д.) и превращает их в свой товар (услугу, работу), который должен продаваться. Таким образом, в любом предприятии есть объекты, которые могут быть подвержены процедурам планирования, а значит и составления бюджета.

 

Классический набор бюджетов, использующихся в планировании деятельности коммерческого предприятия - бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Конечно, наличие этих трех бюджетов не исключает применение и других бюджетов, ведь, напоминаю, бюджет - это план, а планированию может быть подвергнуто все что угодно. Появляются бюджеты по подразделениям, налоговый бюджет, бюджет реализации ключевого вида продукции предприятия и т.д.

 

Остановлюсь на этих трех бюджетах.

 

Бюджет доходов и расходов. Название говорит само за себя: это план получаемых доходов и осуществляемых расходов предприятия на определенный период. Предприятие оформляет этот бюджет в зависимости от номенклатуры планируемых доходов и расходов. Номенклатура или бюджетная классификация определяет статьи доходов и расходов, по которым осуществляется планирование. Например, доходы могут быть как по основной деятельности, так и непредвиденные, а классификация расходов порой вообще уникальна для предприятия. Статья расходов под названием "Расходы на оплату труда", в которой обычно планируют заработную плату сотрудников, может превратиться в несколько статей в зависимости от видов сотрудников: администрация, коммерческое управление, управление обеспечения и т.д.

 

Бюджет движения денежных средств.

В своей профессиональной деятельности я часто сталкивался с тем, что даже финансовые директора предприятий порой путают бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет доходов и расходов (БДР). Они действительно очень похожи, оба оформляются на определенный период, оба используют одну и ту же бюджетную классификацию, но преследуют совершенно разные цели, используют совершенно разные принципы учета.  Подумайте: есть ли разница между доходом и поступлением денег? Есть ли разница между оплатой поставщику и получением от него материалов? Так отличаются и эти два бюджета: БДР учитывает прогнозируемые начисления доходов и расходов, происходящие в результате отгрузки (получения) товаров, начисления заработной платы и налогов и т.п.; БДДС учитывает планы поступлений и расходования живых денежных средств.

 

БДДС также есть специфические особенности. Так, при оформлении БДДС в обязательном порядке надо отличать движения денежных средств: движения, связанные с текущей деятельностью предприятия; инвестиционные движения; финансовые движения.

 

Под инвестиционными движениями денежных средств понимаются поступающие инвестиции в предприятие со стороны акционеров, сторонних инвесторов; инновационные и инвестиционные расходования, например, с целью приобретения внеоборотных активов.

 

Под финансовыми движениями денежных средств понимаются поступающие кредиты и займы, расходования на их погашение и обслуживание (процентные платежи).

 

Любое движение денежных средств, любое получение доходов или начисление расходов изменяет баланс предприятия. А значит, при так или иначе оформленных БДР и БДДС можно сделать прогнозные балансы на определенные даты, которые будут отражать планируемое состояние предприятия, структуру его активов и пассивов.

 

 Что же позволяют делать бюджеты?

 При наличии грамотно составленного бюджета руководство получает возможность так или иначе видеть будущее предприятия. Анализ исполнения бюджетов также дает свои результаты: обнаруживаются скрытые резервы или, наоборот, неизвестные слабые стороны. На основе оперативной информации по исполнению того или иного бюджета руководство может принимать оперативные решения. С помощью бюджетов очень часто организовывают системы поощрения сотрудников. Если же говорить языком цифр, опираясь на опыт, то я лично могу с уверенностью сказать, что наличие бюджетной системы на предприятии позволяет увеличить ее прибыль минимум на 5-10%.

 

Нужны ли вашему предприятию эти бюджеты? Тут решать вам, посмотрите, что выгоднее: иметь или не иметь бюджет. Если все-таки решили, что выгоднее иметь, не забудьте учесть все затраты, которые понесет предприятие для постановки и ведения бюджетирования.

 

Если же вы составляете бизнес-план, то в этом случае вам вообще без бюджетов не обойтись.

 

С чего начать, если у вас небольшое предприятие, и вы не готовы к организации бюджетного управления? Начните с БДДС на ближайший месяц. Понимание, как поступают и расходуются деньги, есть у всех, а самостоятельное формирование бюджета позволит вам понять принципы бюджетирования. Через месяц сравните прогнозные показатели и фактические, проведите элементарный анализ исполнения бюджета. Абсолютно уверен, что вы очень много нового узнаете о своем предприятии, посетив тренинг " Бюджетирование, KPI – мотивация для руководителей"

Ну, а если будут трудности - заходите на сайт  www.nbc.ua  пишите, звоните...

 

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Бухгалтерія, облік та податки Фінанси, кредит, банківська справа