Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

8 признаков того, что вашей организации необходим коучинг

8 признаков того, что вашей организации необходим коучинг

Как отмечают специалисты, сегодня коучинг — это не только мощный инструмент личностного развития, но и один из современных подходов к управлению компанией. О том, как использовать коучинг в бизнесе, для чего он нужен, и когда его лучше применять.

Автор: Ирина Грабовская
Источник: интервью портала Training.com.ua с Аллой Заднепровской про коучинг в организации


Как отмечают специалисты, сегодня коучинг — это не только мощный инструмент личностного развития, но и один из современных подходов к управлению компанией. О том, как использовать коучинг в бизнесе, для чего он нужен, и в каких ситуациях его лучше применять, мы поговорили с Аллой Заднепровской, коучем, консультантом по управлению и руководителем КГ «Живое дело».


«Т»: Алла, расскажите, почему сейчас так актуально говорить о коучинге в бизнесе?

А.З.:
Экономическая и политическая обстановка, бешеные скорости современного мира вынуждают бизнес интенсивно меняться. Поэтому чуть ли не самым главным для организации является ее способность адекватно реагировать на эти изменения, а еще лучше опережать их. А эта способность напрямую зависит от умения сотрудников меняться.

Коучинг — как раз та технология, которая помогает людям в этих изменениях. Он направлен не только на достижение цели с наиболее оптимальным вложением ресурсов, но и на развитие человека. А уже само развитие предполагает изменения. Коучинг создает ту среду, в которой изменения происходят наиболее легко и естественно.

«Т»: В чем особенность применения коучинга в бизнесе? Как он работает?

А.З.:
Цель коучинга в бизнесе — оптимизировать достижение целей компании за счет повышения КПД, раскрытия потенциала и задействования скрытых ресурсов ее сотрудников и команды в целом.

В отличие от консалтинга, который, как правило, предлагает бизнесу технологические вещи, коучинг помогает сотрудникам работать эффективнее за счет «включения» и задействования их внутренних ресурсов. Причем это не значит, что сотрудники не хотят работать хорошо, просто коучинг помогает им найти в себе те способности, которых они пока не видят, но которые в итоге помогут им работать намного эффективнее для достижения целей компании.

Суть коучингового подхода в управлении: вместо инструкций и готовых решений — вопросы.

"Цель коучинга в бизнесе — оптимизировать достижение целей компании за счет задействования скрытых ресурсов ее сотрудников"

Возьмем, к примеру, постановку задач подчиненным. Конечно, намного быстрее и проще рассказать ему план выполнения, обозначить контрольные точки и в них отслеживать. Это классика менеджмента. Но при этом вряд ли задействуются дополнительные ресурсы человека. Кроме того, он безынициативен, может быть не мотивирован, да и ответственность перекладывает на руководителя, поскольку это решение было спущено сверху.

В коучинге же происходит следующее. Руководитель не рассказывает подчиненному, как выполнять то или иное задание, а задает ему ряд вопросов:

  • Как ты видишь решение этой задачи?
  • Какими путями ее можно решить?
  • Почему именно так?
  • Есть ли еще какие-нибудь пути решения?
  • Что было бы более эффективно?
  • Где ты можешь взять информацию?
  • Как бы поступил в этой ситуации авторитетный для тебя человек? и т. д.


В результате подчиненный придумывает свой алгоритм достижения поставленной цели. А когда мы сами решаем и создаем план действий, то он уже становится нашим. Мы не воспринимаем его, как нечто навязанное руководством: этот план появился внутри нас, а значит, мы автоматически ответственны за него и относимся к нему как к своему «детищу». Таким образом, сама по себе возникает мотивация, ответственность, и образно говоря, человек начинает «бежать быстрее и энергичнее».

«Т»: Коучинг подходит для применения во всех компаниях или только в некоторых?

А.З.:
Коучинг — не универсальный и не самодостаточный инструмент для бизнеса, в этом его особенность. Это значит, что нельзя, например, коучингом полностью заменить менеджмент. Он всего лишь подход к управлению. Также это значит, что коучинг работает не в каждой компании, не в любой ситуации и не с каждым сотрудником.

Именно поэтому я не сторонник применения коучинга в бизнесе только в дань моде. Ведь не для каждой организации и не во всех ситуациях он может быть эффективен и вообще оправдан. И если собственник или топ-менеджер рассматривает коучинг как панацею, а потом оказывается, что он не сработал в той или иной ситуации, то репутация коучинга будет страдать.

Коучинг в бизнесе — это ресурсоемкий проект. Он требует времени и денежных вложений. Поэтому важно, прежде чем принять решение его использовать, хорошенько подумать: действительно ли он нужен, взвесить все за и против.

"Авторитарный стиль управления в компании несовместим с коучингом"

Итак, в каких организациях коучинг не стоит применять:

  • организации, которые не развиваются, а больше склоняются к стабильности — потому что коучинг это всегда развитие и изменение,
  • организации, которые не готовы выделять временные и денежные ресурсы на внедрение или даже использование коучинга как одного из подходов к управлению,
  • организации, в которых не предусмотрен карьерный рост сотрудников — потому что с коучинг-подходом сотрудники быстро растут и могут уйти в другую компанию, если вы не создадите им новых, подходящих условий,
  • организации с авторитарным стилем управления — потому что с коучинг-подходом руководитель теряет возможность всегда быть правым.


«Т»: В каких же компаниях коучинг уместен и когда его стоит применять?

А.З.:
Коучинг больше всего уместен для развивающихся компаний. Например:

1. для разработки стратегии компании,

2. для внедрения изменений,

3. для принятия сложных, не очевидных решений,

4. для модернизации, разработки каких-либо новшеств,

5. для объединения команды,

6. для создания новых направлений, проектов,

7. для выработки индивидуального стиля работы сотрудника (пример: продавец)

8. для налаживания взаимодействия между подразделениями и т. д.

Другими словами, коучинг уместен для задач, где нет однозначного решения. Так, например, в государственных структурах, где главенствуют не идеи, а инструкции и связи, применение коучинга вряд ли будет оправдано.

«Т»: Какие существуют способы использования коучинга в организации?

А.З.:
Коучинг в бизнесе может работать в нескольких вариантах:

1. индивидуальный коучинг первых лиц и топ-менеджеров компании — осуществляется силами внешних и/или внутренних коучей;

2. индивидуальный коучинг руководителей и специалистов — осуществляется либо внутренним коучем, либо непосредственным руководителями, которые обучались коучинговым технологиям;

3. коучинг команд — помогает команде найти лучшее решение по достижению цели и построить структуру поддержки по внедрению этого решения в жизнь;

"Коучинг уместен для задач, где нет готового однозначного решения"

4. организационный коучинг — технология оптимизации работы организации как системы в целом, предполагает различные формы применения коучинга (индивидуальный, коучинг команд, как подхода в уаправлении);

5. внедрение коучинга в управленческую культуру то, что многие называют «менеджмент в стиле коучинг». Это когда руководители осваивают коучинг-подход и осуществляют его в менеджменте через свои каждодневные функции — планирование, организацию, контроль, мотивирование — и дополнительно еще развивают своих подчиненных.

«Т»: Дайте, пожалуйста, простое определение коучинг-подхода в менеджменте.

А.З.:
Коучинговый подход в управлении — взаимоотношения между руководителем и подчиненным, которые приводят к росту уверенности и мотивации подчиненного, повышению его ответственности, и значит, к увеличению эффективности и результативности работы компании в целом.

Коучинг-подход в менеджменте направлен на организацию поиска максимально эффективных путей достижения целей компании и воплощению их в жизнь самими сотрудниками. При этом он дополнительно решает задачу развития сотрудников.

«Т»: С чего нужно начинать компаниям, которые хотят внедрить коучинг-подход?

А.З.:
Начинать внедрение лучше со встречи с первым лицом. Потому что если у собственника, например, есть запрос на изменения в организации, то важно, чтобы он сам понимал, для чего ему эти изменения и эта организация.

Если на это не обращать внимания, а пытаться «лечить» организацию, вовлеченную в этот процесс, без первого лица, то эффект будет очень неоднозначный. И зачастую он не имеет ничего общего с тем решением, к которому мы приходим, когда начинаем работать с первым лицом.

Например, в моей практике была следующая ситуация. Собственник заявил, что хочет внедрить в компании Balance Scorecard. Когда же началось взаимодействие коуча с собственником, оказалось, что ему просто этот бизнес уже очень надоел, и он хотел внедрить данный инструмент, потому что где-то прочитал, что с ним бизнес начинает работать как часы, при минимальном вмешательстве собственника. Именно поэтому он захотел внедрить эту технологию у себя в компании.

Впоследствии, после взаимодействия с коучем, от первоначального решения ничего не осталось. Вместо этого собственник принял решение отойти от управления компанией и наделить этими полномочиями наемного менеджера. Себе же он оставил только инвестирующую и контролирующую функции. Получается, что от запроса о внедрении Balance Scorecard мы пришли к совершенно другой задаче.

«Т»: Дайте несколько рекомендаций для эффективного применения коучинга с сотрудниками.

А.З.:
Я считаю, что коучинг не должен быть обязательным, он должен быть исключительно по желанию. Кроме того, коучинг уместен не со всеми сотрудниками.

Объясню почему: очень важно, чтобы подчиненный хотел развиваться, хотел большего, чем он имеет сейчас. Чтобы он был мотивирован на достижение новых целей, способен строить доверительные отношения и готов к изменениям. Ведь при коучинге изменения неизбежны.


"Если руководитель подводит подчиненного к нужному для себя решению — это не коучинг"


Если же человека все устраивает, и развиваться и добиваться большего он не хочет, то с таким подчиненным коучинг просто неуместен.

Также для эффективного применения коучинга очень важно доверие. Если руководитель подводит подчиненного к нужному ему решению — это не коучинг. Это будет только демотивировать. Нужно помнить, что коучинг — это не игра, а высокоэффективная технология, которая при правильном использовании приносит достойные плоды.

Автор: Заднепровская Алла
Компания: Живое дело, консалтинговая группа Аллы Заднепровской (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Метапрограммы – инструмент эффективных изменений, ICU Group, группа тренинговых компаний
Дмитрий Джеджула о клиентоориентированности, Бітрікс24
Юлия Юдина о бизнес этикете, Бітрікс24
Чому школярі 9-11 класів обирають IT STEP University, Комп'ютерна Академія ШАГ (Львівська філія)
Як вивчати ІТ ще зі школи, щоб стати професіоналом, Комп'ютерна Академія ШАГ (Львівська філія)
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».