А имею ли я право или Что нас поддержит в коучинговом пути?

А имею ли я право или Что нас поддержит в коучинговом пути?

Алла Заднепровская, консультант по управлению, коуч организационного развития, ведущая Школы коучей, учредитель и директор КГ «Живое Дело»

Идея написать этот материал возникла в ответ на вопросы участников Школы коучей.  Большинство из них переживают и сомневаются: Когда начинать? С кем? А имею ли я право?...

Я процитирую некоторые из писем, может быть, кто-то в них узнает себя. Они напоминают мое же состояние вначале обучения коучингу, да и не только коучингу.

  •  «В коучинге клиент затрагивает очень серьезные для него темы. Для меня это огромная ответственность. «Аматорство», которое я демонстрировал во время обучения коучингу, заставляет задуматься: а имею ли я вообще работать с людьми?»
  • «Во время  коуч-сессий мы иногда с клиентами заходим в тупик, решая какую-то ситуацию. Может мне еще рано практиковать?».
  • «Я не знаю, где мне найти первых клиентов для практики. На работе не получается – не та аудитория, да и мой статус не подходит. И знакомым не хочу навязываться – ведь желание должно исходить от человека. При этом терзаюсь сомнениями: смогу ли?..»

Практически каждый, осваивая что-то новое, испытывают те же чувства, особенно, если речь идет о сфере работы с «человеческими душами». Но самый верный способ овладеть мастерством, а в коучинге, он едва ли не единственный, – это практика.

У первоклассного хирурга тоже были первые пациенты. И если бы он не взял на себя смелость  провести первую операцию, вряд ли стал бы профессионалом. Хирург берет на себя ответственность, понимая, что его ошибка  может стоить жизни пациенту. А в коучинге, если его не путать с психотерапией, тренерством и магией, навредить практически невозможно. Коуч не вмешивается в жизнь клиента – и это главное! Клиент ставит цели, коуч задает вопросы, клиент задумывается, расширяет свои «рамки», ищет решения и сам же воплощает их в жизнь.

В начале практики помимо таких вопросов и переживаний зачастую нам больше всего мешает желание решить во что бы то ни стало проблему/задачу клиента и поиск необходимых инструментов и подходящих вопросов. В результате коуч фокусируется на себе и действует в рамках своего опыта (что уже не является коучингом по своей сути). В конце такой сессии у коуча частенько возникает масса сомнений – все ли он дал клиенту, правильно ли прошел все этапы сессии, те ли вопросы задавал?.. А если коуч зациклен на себе и техниках, то может ли он услышать клиента за своими «профессиональными» заботами?

Кроме того в этом случае коуч может не заметить, что в сессии начинает преобладать его личная энергия, а энергия клиента остается в стороне и практически не задействуется. А значит, нет и желания клиента, его воли, готовности к действиям и, как следствие, самих действий. О каком развитии и изменениях в жизни может идти речь? Для них просто нет «топлива»… Опять получается -  это не коучинг.

 

Если не начать практиковать, то всегда будет казаться, что еще рано. Недостаток знаний, умений, инструментов....

На мой взгляд, чем раньше, тем больше шансов вообще освоить эту профессию. Достаточно понять суть коучинга и можно практиковать. Практика – едва ли не единственный способ освоения этой удивительной профессии А обучения всегда будет мало…

Что же нас поддержит в начале Пути?

Даже если понимать только суть коучинга и не знать инструментов, можно великолепно провести коучинг-сессию, опираясь на три ключевые качества, которые важно развивать и использовать как начинающему, так и опытному коучу: любопытство, интуиция и смелость.

Любопытство.

Любопытство коуча, его искренний интерес к  внутреннему миру клиента поддерживает клиента в исследовании себя или своего вопроса, помогает разрушить его старые защиты, и мотивирует клиента самого больше интересоваться своей жизнью, охотнее заглядывать в различные «темные уголки» и браться за трудные дела, потому что это, оказывается, тоже интересно. Любопытство коуча приглашает клиента искать и открывать что-то в себе в условиях безопасности и комфорта. Коуч идет за клиентом, сопровождает его, а любопытство помогает выстроить атмосферу открытости и доверия,  которая так важна для усиления потенциала клиента, снятия ограничений и расширения рамок.

Как развить качество любопытства в себе? Первый шаг – это осознание и намерение. Просто старайтесь проявлять любознательность, узнавать, как что устроено. А затем попробуйте начинать вопрос со слов: «Мне любопытно...» или «Интересно, а как вы понимаете…?» При этом искренность и доброжелательность важнее всего, чтобы не превратиться в следователя, который ведет допрос.

Интуиция.

Помогает задавать правильные вопросы без «включения мозгов». Коучу важно доверять себе и следовать за клиентом на интуитивном уровне, быть «в потоке», получать информацию не на уровне разума, логики и анализа, а через «внутреннее чутье», воспринимать неэмпирическую информацию – это все синонимические описания интуиции. Интуиция как маленькая вспышка света, которая сразу же начинает гаснуть. Самый сильный момент – первый. Поначалу может понадобиться смелость, чтобы распознавать ее сигналы и доверять силе интуиции, но постепенно, прислушиваясь к ее проявлениям, можно научиться ее применять.

Когда коуч работает интуитивно, не возникает проблем, какой вопрос задать, что за инструмент использовать, не тратится энергия на переживания про правильность своих действий. Если клиент не отвечает на вопрос, можно прямо спросить, понятен ли вопрос или нужно задать другой. Если задан «не тот» вопрос, клиент покажет это своим видом и интонацией.

Смелость.

Вам часто говорят правду? Думаю, вряд ли. Из-за страха обидеть, потерять отношения, элементарной застенчивости. И даже если кто-то осмеливается говорить правду, зачастую – сквозь призму оценки. А когда есть оценка, человек сразу «закрывается», ставит «стенку» и защищается. Коуч – чуть ли не единственный человек, который может сказать клиенту все честно, открыто, без оценок, напряжения, и самоутверждения за его счет. А в сочетании с принятием, верой в потенциал, в то, что все может быть по-другому, есть шансы, что клиент осознает и, благодаря этому, резко приблизится к желаемому. Смелость нужна коучу, чтобы быть «зеркалом» и четко отражать клиенту то, что с ним происходит в данный момент. Причем делать это необходимо сразу, как только что-то произошло.

К примеру, у клиента, который взахлеб говорил о какой-то идее, спустя некоторое время взгляд «потух» и изменилась интонация голоса. Можно сразу же спросить: «Что произошло?». Позже это не будет иметь значения, клиент может не заметить изменений и не вспомнит, что случилось. В данном примере, отражая ситуацию, коуч не оценивает, не делает свои выводы, а помогает клиенту обнаружить факт того, что с ним что-то происходит. А делает выводы и решает, что будет дальше, только клиент.

Иногда коучу нужна смелость, чтобы вмешаться в длительный и пространный рассказ клиента. Ведь фокусировать на важном – одна из его ключевых компетенций. Для этого тоже нужна смелость, потому что нас учили, что перебивать – грубо и некультурно. А ведь именно это может приблизить клиента к сути. Коучу достаточно на первой сессии обсудить с клиентом необходимость подобных действий, чтобы клиент был готов к такому вмешательству.

Еще одна ситуация, которая требует от коуча смелости – не бояться показаться клиенту растерянным, неуверенным, высказать свои сомнения и посоветоваться с клиентом, что будет лучшим для него. Как ни странно, но такая смелая «человечность» нисколько не уменьшает авторитет коуча, даже наоборот. Свобода коуча от желания «выглядеть хорошо», быть гуру и все держать под контролем освобождает клиента от социально одобряемых ролей и масок и дает ему свободу в проявлении себя истинного и настоящего.

Смелость также заключается в том, что коуч изначально готов быть рядом с клиентом в период его взлетов и падений, успехов и промахов. Многим трудно признавать свои ошибки и принимать их как полезный жизненный опыт, а коучу нужна смелость для того, чтобы помочь клиенту это понять и поддержать его в период кризиса.

 

Любопытство, интуиция и смелость поддержат и в начале коучингового пути и станут надежными спутниками в путешествии под названием «Коучинг» на долгие годы, помогая клиенту становиться успешнее и счастливее.

И помните: действие – лучшее средство борьбы с сомнениями.   

  • Алла Заднепровская
  • КГ Аллы Заднепровской "Живое Дело"


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Тренінги для тренерів