Профессия - тренер

Профессия -  тренер

Какими качествами должен обладать тренер. Разговор с профессиональным тренером, автором и ведущим открытых тренингов и корпоративных - Виктором Панченко.

10 декабря в Украинском Институте НЛП стартует обучающая программа «ШКОЛА тренеров».

 Профессия «тренер обучающих программ» на рынке труда появилась совсем недавно.Специалисты по персоналу замечают, что для нее еще нет стандартов, четких критериев качества работы.

 Об особенностях профессии мы говорим с Виктром Панченко.

 ВИКТОР ПАНЧЕНКО – ОСНОВАТЕЛЬ И ДИРЕКТОР УКРАИНСКОГО ИНСТИТУТА НЛП

За 15 лет, прошедших с момента основания  Института и до сегодня,  Виктор провел более 1000 стандартизированных и авторских тренингов. Работает с корпоративными клиентами - предприятиями и организациями в Украине, России, Казахстане - по специально разработанным программам. Ведет открытые тренинги личностного развития, эффективных переговоров, крупных продаж. 

Кор. ВИКТОР, ДАЙТЕ КРАТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ «ТРЕНЕР». 

В.П. Возьму за основу три слова, которые описывают и личность, и качества,  и принцип деятельности тренера.

Тренер – это наставник. Тренер – это человек внимательный и если хотите тщательный. Тренер СОЗДАЕТ.

 Кор. А ЕЩЕ СЕГОДНЯ ТРЕНЕР – ЭТО МОДНО, ПРЕСТИЖНО….

В.П.Я уверен, что в самомначале своего тренерского пути нужно четко определить, зачем быть тренером.

Если ради денег ради славы, престижа, то и напрягаться не стоит.

Если  испытываете радость от того, что кто-то обучается, значит стоит осваивать профессию тренера. Если нет – забудьте о тренерской стезе.

Сужу по себе. Как только я вижу, что у человека что-то получается во время тренинга -  я радуюсь. Например, до тренинга, участник чувствовал растерянность, краснел, терял дар речи в раз говоре  с  людьми, которых он считает «статусными».  После тренинга получаю от этого участника обратную связь: "чувстую себя уверенным на все 100%"!

Вот такие сообщения дают мне ресурс. Я знаю, что приложил максимум усилий для развития, совершенствования этого человека.

Я бы сказал, шанс стать тренером есть у УЧАСТЛИВОГО. У того, кто готов  принять участие в УСПЕХЕ другого человека.

 

Кор. КАКИМИ ЕЩЕ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ТРЕНЕР?

В.П.Хорошими тренерами становятся те, у кого есть сенсорная острота.

 

Кор.СЕНСОРНАЯ ОСТРОТА? ЧТО-ТО СВЯЗАННОЕ С ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ?

В.П. Скорее с наблюдательностью.

Профессиональный тренер четко различает по мимике, положению тела участника, как тот выглядит, когда уверен, знает материал. Тренер отмечает по невербальным признакам,  когда участник находится в замешательстве, не понимает чего-то.

Так вот, важно заметить, «лег» ли материал в сознание участника и как.

Тренер –профессионал  создает УСЛОВИЯ, чтобы все вокруг ученика было ему в помощь: вопросы, примеры, упражнения, фокусы внимания.

А еще, перед тренером стоит задача быстро дать ответ на любой вопрос участников тренинга. Причем высказать  СВОЕ мнение на сложные вопросы. Можно блеснуть цитатой великого мастера, но только если она полностью вписывается в содержание вопроса, поможет лучше понять проблему.

Какие еще качества? Конечно, эрудиция, грамотная, богатая и красочная речь, быстрая реакция. Очень важно чувство юмора. Он помогает разрядить обстановку, установить контакт с участниками-скептиками.

Кор. ТО ЕСТЬ СУЩЕСТВУЕТ БАЗОВЫЙ НАБОР В ТРЕНЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ?

В.П. Да, безусловно! Это, как минимум,  навыки контакта  и управления аудиторией . Владение голосом, знание риторики. Конечно, навыки фасилитации, презентации.  

 

Кор. МОЖЕТ ЛИ ТРЕНЕР ОБУЧАТЬ ТОМУ, ЧТО НЕ ПРОБОВАЛ САМ?

В.П. Я считаю, что  тренер обязан быть ПРОФИ в том, чему он обучает других. Знаете, я часто привожу участникам пример. На одном фестивале тренингов пошел на тренинг, посвященный деньгам и способам их «добычи». Дословно названия не помню, но что –то типа «Как привлечь деньги в свою жизнь». На сцену вышла дама -тренер в , пардон, заштопанных колготках, в старомодном наряде ..Грустно. Возможно, она была осведомлена об особых секретах «разработки» залежей денежных ископаемых, но, как говорил Станиславский, «не верю!».

Так вот, участники тренеру должны поверить. А чтобы они поверили, он должен буквально, знать, что говорит. То есть обучать тому, что прошел, испытал на себе.

 

Кор.МНОГИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СЧИТАЮТ, ЧТО МОГУТ РАБОТАТЬ ТРЕНЕРАМИ. ВЫ СОГЛАСНЫ?

В.П. Преподаватель - человек, который владеет информацией  о предмете. Он буквально преподносит  большой объем информации, ликвидирует пробелы в знаниях участников, транслирует факты, цифры, мнения великих…

Тренер же работает с конкретными запросами, ожиданиями участников тренинга по поводу трудностей, проблем. Проблемы могут быть самыми разными: в общении, в управлении, в достижении целей, в усвоении материала. Например, запрос: «Как концентрировать  внимание на самом важном в контракте, когда во время переговоров льется огромный поток информации?»

Запрос состоит в том, что нужно отслеживать содержание документа во время общения с партнерами, клиентами и в то же время держать в фокусе внимания мимику, жесты участников переговоров. Чтобы по невербальным признакам распознавать истинные намерения участников переговоров. А еще успевать  анализировать информацию, запоминать большие массивы данных.  

Запросы по поводу конкретных умений и навыков - вот на чем работает тренер.

Есть и различные контексты для запросов: бизнес, поиск и подбор персонала, психологическое консультирование, продажи, консультирование топ-менеджеров и личная жизнь, в конце концов. Семья, досуг!

Тренер в отличии от преподавателя, ФОРМИРУЕТ навыки и умения.

Преподаватели, конечно, могут работать тренерами, но после специальной подготовки. Тренинг – это нестандартное обучение, а тренер – не учитель, который сообщает о проверенных временем  истинах.

Тренер задает много вопросов участников: «зачем», «где», «для кого», «как» можно применить то, чему вы сейчас обучились?». Участники сами приходят к выводам о том, где, с кем  и как они применят полученные на тренинге навыки.

 Кор. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ТОЖЕ МОЖЕТ ЗАДАВАТЬ ТАКИЕ ВОПРОСЫ. ..

В.П. Конечно, может. Но тренер, хороший тренер,  создает атмосферу, когда сами участники задают много вопросов. Он это делает намеренно!

 Кор. ЗАЧЕМ?

В.П. Чтобы вовлечь участников. Скажите, Вы всегда старших слушали в детстве?

Кор. НЕТ, НЕ ВСЕГДА.

В.П. Наверняка, хотелось что-то узнать, сделать, попробовать самостоятельно, правда?

Кор. КОНЕЧНО!

В.П. И, наверняка, шишки, которые Вы набили из-за того, что не слушали старших  запомнились больше?

Кор. ДА.

В.П. Кстати, речь не только о негативном опыте. Какие задания в школе запомнились больше? Те, что были на «переписать из учебника» или те, над которыми нужно было попотеть? Сходить в библиотеку, чтобы найти что-то новое,  расспросить знакомых…?

Кор. КОНЕЧНО, ТЕ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЛ САМ. ПОЯВЛЯЛСЯ ИНТЕРЕС…

В.П. Именно! Интерес! Так вот, это особенность человеческого мышления. Выводы, которые Вы сделали сами, ценятся Вами гораздо больше тех, кто Вам их преподнес на блюдечке с голубой каемочкой.

Тренер помогает участникам высвободить свои способности думать, анализировать, создавать, любопытствовать!

 Кор. ТО ЕСТЬ ЗАДАЧА ТРЕНЕРА, ЗАДАВАТЬ МНОГО ВОПРОСОВ, ЧТОБЫ УЧАСТНИКИ БЫЛИ АКТИВНЕЕ, ПРАВИЛЬНО?

В.П. Да, и активнее - тоже. Вопросы – это  канал коммуникации. Как провод электрический, связывающий сеть с компьютером. Вопросы – это основа обратной связи между тренером и участниками. Без обратной связи тренинг превратится в семинар с элементами деловых и ролевых игр.

После каждого упражнения, игры тренер обращается с участниками: «поделитесь впечатлениями».

 Кор. ВИКТОР, ПРОФЕССИИ «БИЗНЕС-ТРЕНЕР»  И «ТРЕНЕР» ЧЕМ-ТО ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА?

В.П. Сразу уточню. Отличаются задачи, которые стоят перед бизнес –тренером и  тренером, который проводит открытые тренинги.

 На открытые тренинги приходят люди, которые САМИ приняли решение обучиться чему-то, изменить  свое поведение или отношение к проблеме.

Бизнес-тренер, как правило, работает в организациях, в компаниях, где сотрудников «направляют» на тренинг. Мотивация участников в этом случае «надо» , а не «хочу». Они зависят от обстоятельств. На тренинг идет весь отдел, размера зарплаты у тех, кто прошел тренинг выше, без участия в тренинге не «светит» повышение по службе и т.п. Часто участники тренингов в организациях относятся к тренингам скептически. «Я что мало продаю?», «Я в чем-то провинился?». Тренинг воспринимается как «потерянное время» или развлечение, возможность отвлечься от работы.

Поэтому у бизнес-тренера сложная задача. ОН своим авторитетом, силой личности влияет  на участников так, чтобы им стало интересно обучаться.

 Кор. 10 ДЕКАБРЯ  В УКРАИНСКОМ ИНСТИТУТе НЛП ПОД ВАШИМ РУКОВОДСТВОМ СТАРТУЕТ ПРОЕКТ «ШКОЛА тренеров». ХОТИТЕ СОЗДАТЬ СЕБЕ КОНКУРЕНТОВ?

 В.П. Конечно! Достойных и честных конкурентов! Почему бы и нет! Чем качественнее образовательные услуги на рынке, тем лучше их потребителям.

Прежде всего,  мы хотим поделиться опытом. За 15 лет работы на рынке тренингов мы  сформировали  великолепную команду тренеров, накопили колоссальную методическую базу.  Мы обучаем тому, что знаем и умеем сами. Стремимся к максимальной эффективности тех, кто обучается у нас в Институте.

ТАК ЧТО: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Проект "Школа тренеров" стартует 10 декабря. информация по телефонам: [відкрити контакти]0679584273, 7556087


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Продажі, кол центр, робота з клієнтами Психологія, емоційний інтелект Тренінги для тренерів