Коучинг как философия. Блиц-интервью Анжелы Ястреб для HRMagazine

Коучинг как философия. Блиц-интервью Анжелы Ястреб для HRMagazine

В рамках конференции «Коучинг-подход в управлении компанией» организаторы – Training.com.ua и HRMagazine – проводят блиц-интервью со спикерами мероприятия. Ниже Вы можете ознакомиться с интервью Анжелы Ястреб.

«Т»: В каком формате коучинг наиболее эффективен в компании?

А.Я.: Прежде всего, стоит разграничить коучинг как философию и стилистику коучинга. В первом случае, коучинг становится стилем жизни, способом мышления человека в частности и организации в целом. А существуют отдельные инструменты, методы и школы, которые имитируют коучинг.

Из-за неразграничения этих понятий множество больших компаний разочаровываются в коучинге и даже начинают относиться к нему с цинизмом. Они рапортуют, что у них в организации есть коучинг, но на самом деле это лишь отдельные вырванные из контекста методы, не сведённые до уровня менталитета и наставничества. Конечно, самым эффективным является принятие философии коучинга на всех уровнях организации, именно это может привести её к расцвету.

«Т»: При каких условиях стоит внедрять коучинг в организации?

А.Я.: Во-первых, важно различать философию и стилистику коучинга. Во-вторых, важно понимать ценности организации, те писанные и неписанные правила, в соответствии с которыми она функционирует. Если мы, скажем, возьмём авторитарную организацию или другую, ценности которой не соответствуют коучинговым ценностям, то возникнет конфликт парадигм, непринятие коучинга.

Организация должна быть открытой, честной, прозрачной. А ныне часто случается обратное. Руководство организации услышало, что коучинг — это круто, это сейчас «писк моды» в бизнесе, это волшебный эликсир от всех проблем, и начинает привносить в деятельность отдельные инструменты, думая, что это и есть коучинг.

Но отдельные элементы коучинга никак не влияют на менталитет сотрудников, на их философию, их мировоззрение, и все процессы и отношения остаются прежними, хоть и под новой биркой «Коучинг».

В таком случае эффективность коучинга при всем его потенциале минимальна, поскольку: а) он существует на уровне стилистики, разрозненно и неупорядоченно; б) его не используют на глубинном уровне, на уровне ценностей, мотивации и приверженности. Поэтому в идеале нужно принять коучинг в целом, жить им. Также можно использовать стилистику, но нужно осознавать, что это не сам коучинг, и ожидать больших трансформаций от неё не стоит. Но украинские лидеры бизнеса часто ведут себя так, как будто им все должны. Они хотят изменений и роста сию же минуту, и тут стоит говорить о ещё одном важном условии эффективности коучинга — нацеленности на развитие, а не на «отжим» результата и эксплуатацию сил сотрудников.

«Т»: Какие задачи коучинг помогает решать в организации?

А.Я.: Я считаю, что отдельные задачи — это слишком «мелко» для коучинга. Я бы говорила о целях и результатах. Коучинг делает их более ощутимыми, реальными, осязаемыми. Все менеджеры в бизнесе прекрасно владеют навыками тайм-менеджмента и планирования, но почему-то все сводится к написанию планов, а не к их реальному исполнению. В лучшем случае компания, работая без применения коучинговых технологий, выполняет свой план на 20-30 %, и, следует заметить, это ещё очень успешная компания.

Сейчас все умеют планировать, но мало кто действительно воплощает планы. Вот тут и возникает вопрос: как достичь цели? Образно этот процесс можно сравнить со стрельбой из лука. Представьте, что вы держите в руках лук, натягиваете тетиву и хотите попасть в мишень. Попасть стрелой в мишень — это означает достичь цели. А результат в данном случае — то, что мишень проткнута стрелой с таким-то отклонением от центра, с таким-то расстоянием от края мишени.

Многие люди путают цель и результат. Результат — это настоящее время, а цель — будущее. Цель — это не результат, а процесс. Организация должна постоянно видеть и ощущать цель, быть целеустремлённой, и благодаря этому она сможет достичь максимальных результатов. И в данном контексте коучинговые методы полезны тем, что масштабы цели для коучинга не имеют значения.

Для каждого этапа, для всех видов сотрудников по их иерархии существуют свои виды и инструменты коучинга, что обеспечивает ювелирную точность работы.

«Т»: С какими трудностями можно столкнуться при внедрении коучинга?

А.Я.: Внедрение истинного коучинга, а не стилистики — это длительный и сложный процесс, который требует тщательной подготовки, привлечения профессионалов. К сожалению, многие современные компании хотят мгновенных результатов. Почему коучинг в чистом виде так трудно внедрить? Потому что он нацелен на развитие Личности. Коучинг помогает человеку развиваться от индивида к индивидуальности, а затем — к личности, от детского интуитивного восприятия действительности к высокому уровню осознанности и ответственности.

И тут не стоит привязываться к возрасту, поскольку много сотрудников до сих пор пребывают на детской или подростковой стадии. Они замкнуты на себе, привязаны к узкому кругу людей, ищут кумиров. И мне кажется нечестным, когда руководители требуют от своих подчинённых ответственности, если те находятся в детской или подростковой позиции. Перестроить всю эту систему отношений и мировоззрения — сложная задача, но, по данным Всемирной Федерации Коучинга, результат окупает потраченные ресурсы в пять раз. Здесь как в спорте: главное не нагрузка, а техника выполнения, системность, не хождение вокруг да около, а углублённое применение коучинга во всех сферах.

«Т»: Сколько компании будет стоить внедрение коучинга?

А.Я.: Диапазон, на самом деле, большой. Если мы говорим о действительно глубоких результатах, о коучинге как искусстве, а не о коучинговой стилистике, сумма может составлять от сотен тысяч до миллионов. Главное даже не деньги, потому что без целеустремлённости и настроя руководства даже колоссальная сумма не поможет построить эффективную систему коучинговых взаимоотношений в компании. Все зависит от целей, ценностей организации, количества и стадии развития сотрудников и многих других важных факторов.

«Т»: Можно ли стать коучем без соответствующего образования?
Если да, то каким образом? Если нет — почему?

А.Я.: Коучем может стать любой человек, вопрос только в длительности тренировок. Если мы говорим о профессиональном коучинговом образовании, то, естественно, оно необходимо. Если речь идёт о предварительной подготовке, успехах в университете или школе, о чертах характера, то это не имеет значения. Иногда люди, которые не проявляли способностей к наставничеству, общению или обучению других, преуспевают в коучинге. Главное — мотивация, желание человека, настойчивость, понимание роли коучинга в своей жизни, желание учиться, развиваться и помогать в этом другим. Также имеет значение то, у кого учится человек. Это, несомненно, должен быть хороший, опытный коуч.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток