Тайм-менеджмент – шаги, которые делают путь к цели приятным

Часто ли мы с вами задумываемся над тем, какую роль в нашей жизни играет время? Отдаем ли себе отчет в том, что это очень важный инструмент, который можно использовать либо в ущерб себе, либо во благо?

Время – живая, динамично меняющаяся материя. С ним можно подружиться и строить взаимоотношения так, чтобы удача и благополучие сопровождали во всех начинаниях.

Тайм-менеджмент, или управление временем, – это система шагов, помогающая наладить оптимальную схему взаимодействия со временем. А любая «работающая» схема – залог гармонии как внешней, так и внутренней. В том случае, если вашим частым спутником стало ощущение дискомфорта от того, что вы постоянно что-то не успеваете доделать, вертитесь как белка в колесе, но количество дел накапливается как снежный ком, – есть повод поразмыслить над тем, бережно ли вы относитесь к своему времени. Имеет смысл остановиться и задуматься над тем, чего на самом деле вы хотите. Это поможет расставить приоритеты между текущими задачами и спланировать будущее.

Для внедрения методов управления временем на предприятии обычно применяют комплексный методичный подход, подразумевающий использование большого количества денежных, временных и пр. ресурсов. Но для того, чтобы начать изменения в
своей жизни «здесь и сейчас» не обязательно использовать громоздкие и дорогостоящие схемы. Существует несколько довольно простых приемов, применение которых позволяет изменить негативное отношение к процессу достижения результата на позитивное. Благодаря им вы будете получать удовольствие от того, что делаете. Как часто нам приходится подавлять в себе прокрастинацию (от англ. procrastination – откладывание, отсрочка, промедление)? Почему не возникает желания браться за какое-либо начинание,
выполнять какую-либо работу?

Основные причины:

1) от нас требуется принять решение, но мы боимся ответственности;
2) перед нами поставлена задача небольшая, но неприятная (назовем ее «лягушкой»);
3) работа, которую надо выполнить, кажется нам сложной и громоздкой («слон»).

Справиться с негативными эмоциями, связанными с упомянутыми выше преградами на пути к достижению результата, помогают такие приемы тайм-менеджмента, как: «поедание слона», «глотание лягушек», метод «швейцарского сыра» и пр. Более детально рассмотрим основные из них.

Прием 1. Научитесь говорить «нет».

Зачастую нам бывает довольно тяжело отказаться выслушать чью-либо историю о хорошо проведенных выходных, принять незапланированного посетителя, разобраться в чужой проблеме и т. д. и т. п. Такие ситуации – «пожиратели» того времени, которое возможно использовать более конструктивно. Как бы тяжело ни было взять на себя ответственность за принятие решения об отказе, но научившись этому, вы получите в свое распоряжение большой временной резерв.

Прием 2. Правило «лошади и повозки».

Возможно, вы до сих пор тратите время на то, что уже давно не имеет смысла делать? Автоматически и по привычке выполняете работу, которая не требуется для достижения результата? Периодически необходимо пересматривать рабочий график и избавляться от уже неинформативных отчетов или ставших формальностью внутренних документов.

Представьте себе повозку, которую везет одна лошадь. В эту повозку постоянно добавляются новые предметы. Неужели необходимо ждать, пока повозка станет для лошади непосильным грузом, и она выбьется из сил? Многие считают, что работать хорошо – означает работать много. Им свойственно нагружать себя все новыми и новыми задачами, подолгу засиживаться после работы и на выходных. Результат – снижение общей эффективности и т. н. эмоциональное выгорание – состояние, при котором все ваши действия теряют для вас смысл.

Необходимо установить баланс между работой и личной жизнью. Это будет мотивировать к заинтересованности в управлении временем, обучении и саморазвитии. Что, в свою очередь, с большой вероятностью приведет к достижению вершин карьеры.

Прием 3. «Поедание слона».

Периодически нам приходится сталкиваться с задачами глобальными и довольно сложными.  Подступиться к ним нелегко, т. к. результат мы сможем увидеть еще не скоро, а попотеть над его достижением придется немало. Такие задачи можно метафорично назвать «слонами». И понятно, что разобраться со «слоном» за один прием – практически невозможно. От него можно избавиться, только разделяя его на кусочки («бифштексы»). Причем небольшие, чтобы каждый из них можно было съесть за один раз и процесс поедания не вызывал у вас дискомфорта и отрицательных эмоций. Так, например, генеральную уборку можно разделить на несколько менее масштабных акций. Помыть окна сегодня, перебрать содержимое шкафа завтра и т. д. Главное, чтобы с каждым шагом вам было легче двигаться вперед!

Характерно то, что мы, как правило, сами взращиваем «слонов» из  наших дел, выполнение которых долгое время откладываем на потом. Каждый раз, когда мы думаем о какой-либо задаче, но не приступаем к ее выполнению, «слон» растет. Часто, когда мы все-таки беремся за дело и выполняем его, выясняется, что работа не такая уж сложная и неприятная. Но очень большой потенциал был растрачен на тревожные мысли и негативные эмоции. Выполненные дела же, наоборот, добавляют в нашу жизнь энергии и вносят позитив.

Прием 4. Метод «швейцарского сыра».

Если «поедание слона» может проходить последовательно «с головы до хвоста», то метод «швей царского сыра» предусматривает поедание за дачи в произвольном порядке, но с определенной периодичностью. То есть начинать в данном случае рекомендуется с самых легкодоступных кусочков, уничтожение которых даст заряд энергии на последующее ежедневное «прогрызание» дырок в сыре до тех пор, пока ничего не останется. Например, вы уже хорошо изучили какой-либо из аспектов будущей статьи или эта тема вам наиболее интересна. С описания именно этого и следует начинать.

Прием 5. Метод «глотания лягушек».

Этот способ используется в том случае, если в своей деятельности вам приходится сталкиваться с задачами не очень сложными и трудоемкими, но для вас неприятными, не вызывающими положительных эмоций, похожими на «лягушек». Например, вы долго не можете решиться на: неприятные звонки клиентам, либо партнерам; разговор с руководителем, положительный результат которого не предопределен заранее; объяснение подчиненному того, почему его работа вас не устраивает и пр. Так вот, каждый день надо начинать с выполнения именно такой задачи – «съедать лягушку
натощак». После того, как в начале дня вы решите небольшую, но беспокоящую вас проблему, – дальнейшую работу будет выполнять намного легче, т. к. вы молодец, потому что нашли в себе силы и самое страшное уже сделали.

Наиболее эффективно использовать данные методы комплексно. Их комбинация будет индивидуальной в зависимости от особенностей постановки ваших целей и задач, а также специфики деятельности. Основное, что дает их применение – возможность относиться к рабочему процессу как к игре. Это снимает напряжение, делает работу менее сложной и более увлекательной. Ведь основная задача тайм-менеджмента – сделать достижения цели для каждого из  нас приятным и интересным занятием.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Прибыш Андрей,18.03.2013, 20:38
полезная статья, спасибо автору! коротко, ясно и доходчиво.
игорь,12.03.2013, 18:01
Спасибо МАРИНА! ЭТО КАК РАЗ ТО,ЧТО БЫЛО НУЖНО ДЛЯ МЕНЯ.
Щервянина Марина,14.03.2013, 11:40
Рада быть полезной, Игорь!

Залишити коментар

Інші статті в категорії Саморозвиток