Обучайтесь качественно. Пошаговый алгоритм выбора тренинга. Часть 1

Обучайтесь качественно. Пошаговый алгоритм выбора тренинга. Часть 1

"Важный вклад в развитие HR-сообщества" - так охарактеризовал появление данного материала журнал "Менеджер по персоналу". Автор статьи предлагает ознакомиться с инструкцией по подбору эффективных тренингов.

Как не ошибиться при выборе тренинга? Этот вопрос нередко задают не только новички, но и опытные менеджеры. Цена ошибки высока: руководство может отказаться впредь тратить деньги на обучение, участники тренинга демотивируются, HR-специалисты теряют доверие к этой форме обучения. В иных случаях топ-менеджеры признают неудовлетворительной работу эйчаров, которые занимались подготовкой обучающего мероприятия, — со всеми вытекающими последствиями… Что же нужно сделать, чтобы сотрудники получили качественное обучение?

Автор предлагает HR-менеджерам «пошаговую инструкцию» по подбору нужных тренингов, в которой систематизирован опыт многих компаний и команд.

Нередко проблемы начинаются с того, что заказчик тренинга неверно оценил потребности в обучении и/или неправильно поставил задачи. Но будем исходить из того, что обучение сотрудников — действительно значимая потребность компании, а не «дань моде», и что цели и задачи обучающего мероприятия формализованы хотя бы «в основных чертах». Теперь очень важно последовательно, без спешки, пройти все шаги — в соответствии с предлагаемым

алгоритмом, ведь ответственность за такой выбор лежит во многом именно на заказчике обучения.

Шаг первый: сбор информации.

Выбирая тренинг, следует ориентироваться на три момента:

1.программа;

2.профессионализм тренера;

3.репутация компании, специализирующейся на обучении.

Для успеха важно собрать как можно больше информации по всем трем «пунктам». Просмотр сайтов компаний-провайдеров и бизнес-тренеров, личное общение с ними, отбор коммерческих предложений — вот что нужно сделать эйчару на этом этапе.

Важно!

Получив несколько предложений, откажитесь от соблазна сразу ориентироваться на цену. В противном случае есть риск приобрести тренинг, подходящий по цене, но не соответствующий целям компании. Поговорка «дешевая рыбка — дешевая юшка» появилась недаром! Нужно детально ознакомиться со всеми предложениями, понять, какой набор услуг предоставит провайдер за определенную цену.

Пример. Из разговора с руководителем отдела продаж производственного объединения: «Нам нужен был тренинг по управлению продажами, и мы провели тендер среди провайдеров. Получили более двух десятков сходных предложений — от организаций и от тренеров-фрилансеров. Времени было мало, поэтому выбрали самый дешевый тренинг. Результат обучения? Пока точно сказать не могу, но мне кажется, что все это мы затевали зря. Услышали одни прописные истины…»

Комментарии. При дальнейших расспросах выяснилось, что заказчик нанял тренера-фрилансера, гонорар которого был скромен «до неприличия» (почти в четыре раза ниже среднерыночной стоимости услуг). В резюме этого тренера в колонках «образование» и «направление работы» значилось: «врач-психотерапевт», «психолог, сексопатолог». Какой технике продаж промышленных товаров мог научить этот «признанный специалист»?

Шаг второй: выбор программы обучения.

Для начала нужно внимательно прочитать программу тренинга. Чему и как будут обучать ваших людей? Убедитесь, что для вашей сферы деятельности предлагаемое обучение действительно представляет ценность, поможет лучше выполнять рабочие задачи.

О качестве программы можно судить по многим параметрам:

  • соответствие содержания тренинга теме обучения;
  • количество предлагаемых тематических блоков («золотая середина» — примерно три-четыре блока за один учебный день);
  • наполнение блоков, сбалансированность программы;
  • полнота охвата, глубина раскрытия конкретной проблемы (в этом случае следует иметь в виду: чем больше вопросов предлагается, тем меньше глубина их проработки);
  • последовательность изложения тем (модулей);
  • планируемый результат обучения;
  • продолжительность обучения;
  • соответствие используемых методов обучения поставленной задаче.

Важно!

Обращайте внимание на качество подготовки коммерческого предложения и программы тренинга (грамотность, деловой стиль, простота и доступность изложения). Насторожить вас должен чересчур агрессивный, напористый, стиль продаж: «взрыв мозга!», «уникальные приемы», «стопроцентный результат!», «повышение эффективности на 200%!», «обучим быстро и легко»... А также впечатляющие обещания «исправить интегральную карму бизнеса», организовать «штурм мозга» или обучить «реинкарна-ционному коучингу»… Шанс потерять деньги в таком случае очень высок. С осторожностью нужно относиться и к тренингам-новинкам: нередко «первый блин — комом».

Если есть возможность, полезно обратиться за советом к коллегам, которые уже обучали своих людей на тренингах. Опытный заказчик сможет в полной мере оценить качество предлагаемого тренинга, часто ему бывает достаточно даже беглого взгляда на программу.

Будьте готовы к тому, что многие тренинги на рынке очень похожи:

  • с одной стороны, есть ряд апробированных практикой и временем методов, которые обязательно нужно освоить;
  • с другой — на рынке тренинговых услуг высокая конкуренция, поэтому успешные новинки достаточно быстро тиражируются (порой сложно даже установить исходное авторство такой программы).

Пример. Из рекламного объявления (дословная цитата):

«Приглашаем на тренинг «Эффективное общение. Ораторское мастерство и уверенность в себе». Ты научишься быть хариз-матичным и говорить так, что другие будут слушать тебя, затаив дыхание, внимая каждому твоему слову, убеждаясь в твоей правоте и справедливости всех твоих высказываний. Ты освоишь структуру идеального выступления и овладеешь приемами ораторского мастерства».

Комментарии:

Во-первых, обращение на «ты» допустимо в рекламе спортивного инвентаря или дешевой косметики, но в деловом мире принято говорить партнерам «вы».

Во-вторых, «каждому», «всех» — это, конечно, невозможно, да и не нужно…

В-третьих, как можно достичь обещанного результата за один день? Да еще и для 1000 (!) участников сразу?

(продолжение следует)

Журнал "Менеджер по персоналу", март, 2013.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами Психологія, емоційний інтелект