Потребность, мотив, мотивация, мотивирование: прояснение понятий

Потребность, мотив, мотивация, мотивирование: прояснение понятий

«Не знание, а другая сила вызывает действие согласно разуму» Аристотель

Этот цикл небольших статей нацелен на раскрытие темы нематериального мотивирования персонала. Но так история исследований понятий «мотивирование», «мотивация», «мотив» в психологии, социальной психологии, менеджменте показывает, что существует много подходов к их определению, для начала давайте создадим общую понятийную сетку.


Под мотивацией я понимаю внутренний процесс формования мотива, побуждения к действию, что основано на потребностях, инстинктах человека, а также связано с социально-культурными нормами, волевыми особенностями, убеждениями, ценностями, опытом, ожиданиями, опасениями, уровнем притязаний личности. Мотив – это то, для чего осуществляется деятельность (или не осуществляется), можно сказать – опорная точка для дальнейшего «прыжка» или «торможения». Мотивом может быть некая мысль, чувство, убеждение, объект из внешнего мира. Все, что связано с мотивом, имеет прямое отношение к такому понятию, как потребность, которая определяется как необходимость что-то иметь, делать, кем-то быть и ощущается в виде недостатка чего-либо.


Так как у человека много потребностей, то соответственно и мотивов может быть несколько одновременно. Вполне нормально существование так называемойборьбы мотивов – когда нет однозначного понимания (чувствования), какой именно мотив есть более значимым. Таким образом, ключевым компонентом мотивации является принятие решения – что выбрать, как поступить.


Влияние на возникновения мотива и развитие мотивации имеют два источника:внутренний и внешний. Они постоянно взаимодействуют между собой, но в какой то момент времени один из них является доминирующим. Внутренний источник касается того, что создает внутри себя сам человек, какими понятиями оперирует, как реагирует на окружающую среду, какие мотивы у него доминируют.


Мотивирование – это внешний процесс влияния на формования у человека мотива к деятельности. Наряду с мотивирование так же говорят и остимулировании. Нет единого мнение о том, идентичные ли понятие «мотивирования» и «стимулирования», или же их следует четко разграничивать. Мне близка точка зрения российского психолога, исследователя теории мотивации В.Ильина, который считает, что «стимулирование направлено на усиление мотива». Т.е. это внешнее воздействие на силу мотива человека, которое ускоряет процесс принятия решения. Стимулом может быть любой объект внешнего мира, который будет «подталкивать» поступить определенным образом.


Так вот, разницу в понятиях «мотивирование» и «стимулирование» я вижу следующую: стимулирование воздействует конкретным объектом (стимулом) на мотивацию человека, при этом его цель – вызвать желаемое поведение, но при этом не важно, меняется отношение человека к деятельности (работе) или нет; мотивирование – более сложный процесс, т.к. взаимодействует как раз с внутренней ориентацией человека и его целью является не просто «стимул-реакция», а и некоторые изменения намерений, установок, мыслей, эмоционального фона человека и т.п.


Таким образом, в мотивирование заложен тонкий социально-психологический процесс, основанный на взаимодействии между людьми, но который также может в себя включать и элементы стимулирования для усиления процесса.


Больше информации Вы сможете узнать, посетив тренинг "Управление и мотивирование персонала: коммуникативный базис", который состоится 25 марта 2013 г. 

Вайнилович Наталия,
тренер, арт-терапевт, преподаватель


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг